Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ Общеевропейское совещание. Идея созыва совещания принадлежит
СССР и др. социалистич. странам. Предложение о созыве совещания было изложено
в "Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе", принятой в 1966
в Бухаресте Политич. консультативным комитетом Варшавского договора. Это
предложение в последующем получило развитие в ряде совместных документов
стран - участниц Варшавского договора, стало одной из центр, задач их внешней
политики, важным фактором в политич. жизни Европы. Среди пр-в зап. стран
предложение о созыве совещания вначале вызвало разноречивую реакцию. В
широких обществ, кругах оно нашло поддержку. По мере позитивных сдвигов,
происходивших на междунар. арене, предложение о созыве совещания было поддержано
Францией, а затем др. зап. гос-вами. Значит, вклад в подготовку и проведение
совещания внесло пр-во Финляндии. Важным фактором, способствовавшим созыву
совещания, было заключение в 1970-73 договоров между СССР, ПНР, ГДР, ЧССР,
с одной стороны, п ФРГ - с другой, и четырёхстороннего соглашения по Зап.
Берлину. Большое значение в этом отношении имели также контакты сов. гос.
деятелей с представителями др. стран.


После интенсивных двухсторонних консультаций
между будущими участниками совещания были проведены по инициативе пр-ва
Финляндии многосторонние консультации в Хельсинки (22 ноября 1972 - 8 июня
1973), на к-рых были согласованы "Заключительные рекомендации консультаций
в Хельсинки". В рекомендациях определялись повестка дня, условия и процедура
проведения совещания. Повестка дня предусматривала обсуждение вопросов,
относящихся к: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики,
науки и техники и окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и
др. областях, 4) дальнейшим шагам после совещания.


Первый этап совещания был проведён на уровне
министров иностр. дел с 3 по 7 июля 1973 в Хельсинки. Участвовали представители
33 европ. гос-в (Албания отказалась принять участие в совещании), а также
США и Канады. На нём были одобрены "Заключительные рекомендации консультаций
в Хельсинки" и министры изложили взгляды своих пр-в по важнейшим проблемам,
относящимся к безопасности и сотрудничеству в Европе, а также по вопросам
дальнейшей работы совещания.


Второй этап совещания проходил в Женеве
18 сентября 1973 - 21 июля 1975 турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев
на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками.
На этом этапе вырабатывались и согласовывались договорённости по всем пунктам
повестки дня совещания на основе предложений, внесённых как соцпалистич.
странами, так и зап. гос-вами, участвовавшими в совещании.


Третий этап совещания проходил в Хельсинки
30 июля - 1 августа 1975 на уровне высших политич. и гос. руководителей
стран - участниц совещания, возглавлявших нац. делегации. Сов. делегацию
возглавлял Ген. секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Главы делегаций выступили
с речами, в к-рых дали оценку итогам совещания, изложили взгляды на развитие
обстановки в Европе в свете итогов совещания и подписали Заключительный
акт совещания.


Заключительный акт включает согласованные
договорённости по всем пунктам повестки дня. Он представляет собой единое
целое, является тщательно взвешенным балансом интересов всех государств-участников,
и все зафиксированные в нём договорённости должны выполняться в полном
объёме.


Заключительный акт начинается обязательством
государств-участников придать полную действенность результатам совещания
и обеспечить использование плодов, вытекающих из этих результатов, между
государствами-участниками и во всей Европе, и тем самым расширять, углублять
и сделать поступательным и прочным процесс разрядки. В разделе Заключительного
акта, относящемся к вопросам безопасности, сформулированы десять принципов,
определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества государств-
участников совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная
целостность гос-в; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутр.
дела; уважение прав человека и осн. свобод, включая свободу мысли, совести,
религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
сотрудничество между гос-вами; добросовестное выполнение обязательств по
междунар. праву. Эти принципы не только названы, но каждый из них содержит
определение того, как должны поступать гос-ва в своих взаимоотношениях
и что недопустимо в их действиях. Согласованные участниками принципы отношений
между гсс-вами призваны создать надёжную основу для исключения из европ.
междунар. отношений агрессии и любых видов насилия. В этом же разделе изложен
документ по мерам укрепления доверия и нек-рым аспектам безопасности и
разоружения, положения к-рого предусматривают устранение причин напряжённости
в отношениях между гос-вами. Важным для дела мира является выраженная государствами-участниками
заинтересованность в усилиях, направленных на уменьшение военного противостояния
и на содействие разоружению, и их убеждение в необходимости принятия в
этих областях эффективных мер. Эти меры призваны дополнить политическую
разрядку в Европе и укрепить безопасность государств; они являются шагами
к достижению в конечном итоге всеобщего и полного разоружения под строгим
и эффективным международным контролем.


В документе изложены многообразные договорённости,
касающиеся сотрудничества в экономических областях, определены главные
направления и формы развития такого сотрудничества.


Заключительный акт содержит также положения
о сотрудничестве в гуманитарных областях: культуры, образования, информации,
контактов между людьми и др., при соблюдении согласованных принципов межгосударственных
отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения
суверенных прав государств.


Договорённость по вопросу о дальнейших
шагах после совещания предусматривает продолжение многостороннего процесса,
начатого общеевропейским совещанием.


Совещание положило начало новому этапу
разрядки напряжённости, подтвердило нерушимость сложившихся в Европе границ,
создало благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всём континенте,
стало важным шагом на пути утверждения на междунар. арене мирного сосуществования
и налаживания отношений равноправного сотрудничества между гос-вами с различным
обществ, строем. Оно явилось крупным успехом всех его участников. После
завершения совещания на первый план выдвинулась задача претворения в жизнь
всех достигнутых договорённостей. 25-й съезд КПСС определил позицию Сов.
Союза в этом вопросе: "Активно вести линию на полное претворение в жизнь
Заключительного акта общеевропейского совещания, развитие мирного сотрудничества
в Европе" (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 26).


П у б л.: Во имя мира, безопасности и сотрудничества,
M., 1975. В. Л. Крохин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я