СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА совнархозы
(CHX) гос органы терр правления пром стью и строительством в СССР (1917-32
1957-65)



В конце дек 1917 - янв 1918, вслед за образованием
Высшего
совета народного хозяйства
(BCHX), начали создаваться местные CHX -
губернские, районные (областные), уездные. Районные CHX объединяли по неск.
губерний (Северный пром. р-н - 8 губерний, Московский - 11, Уральский -
8 и т. д.). Согласно "Положению о районных (областных) и местных советах
народного хозяйства" (утверждено BCHX 23 дек. 1917), CHX создавались "как
местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые
Высшим Советом Народного Хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего
Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Местные CHX наделялись
осн. функциями: решение вопросов принципиальных и общих для всего экономич.
р-на, руководство низшими органами рабочего контроля, выяснение потребностей
р-на в топливе, сырье, полуфабрикатах, орудиях произ-ва, рабочей силе,
средствах транспорта, продовольствии, выработке планов распределения заказов
и т. д. CHX начинали работу в обстановке хоз. разрухи, вызванной империалистич.
войной, саботажа капиталистов и чиновников, парализовавшего работу многих
предприятий и учреждений. В этих условиях BCHX и местные CHX выполняли
историч. задачу собирания и возрождения национализированной пром-сти. По
мере увеличения числа национализированных предприятий расширялся круг деятельности
CHX. С мая 1918 по янв. 1920 состоялись три Всероссийских съезда CHX, на
к-рых выступал В. И. Ленин.


С расширением хоз. строительства и накоплением
опыта совершенствовалась система гос. управления экономикой. В апр. 1920
был образован Совет труда и обороны (СТО), а в февр. 1921 - Госплан. В
1922, в связи с образованием СССР, BCHX присвоены права объединённого наркомата.
В непосредств. ведении BCHX СССР оставлены предприятия союзного значения.
В авг. 1926 в BCHX были созданы гл. управления по отраслям (главки). По
мере успехов социалистической индустриализации руководить разросшимися
отраслями пром-сти главкам BCHX становилось всё труднее. " ЦИК и CHK СССР
5 янв. 1932 преобразовали BCHX СССР в общесоюзный наркомат - Наркомтяжпром,
выделив из его ведения лёгкую и лесную пром-сть и образовав Наркомлегпром
и Наркомлеспром. С дальнейшим развитием пром-сти и созданием новых отраслей
произ-ва происходило разукрупнение пром. наркоматов (с марта 1946 - министерств).
К 1957 имелось 37 союзных и союзно-республиканских мин-в по пром-сти и
стр-ву.


Сложившиеся в СССР формы хоз. руководства
пром-стью в виде специализированных мин-в и ведомств по важнейшим отраслям
позволили сконцентрировать усилия партии и гос-ва на создании решающих
отраслей тяжёлой индустрии, подготовке высококвалифицированных инженерно-технич.
кадров, экономистов и организаторов произ-ва. К 1957 объём пром. продукции
в СССР увеличился в сравнении с довоенным 1940 почти в 4 раза. Число пром.
предприятий превысило 200 тыс., строек - 100 тыс. Руководство из центра
таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе мин-в имелись
серьёзные недостатки; ведомственные барьеры мешали специализации и кооперированию
предприятий, не позволяли в должной мере использовать местную инициативу.
В поисках путей совершенствования системы управления пром-стью и стр-вом
Февр. пленум ЦК КПСС (1957) принял постановление о переходе к терр. принципу
управления по экономич. адм. районам и об образовании совнархозов. В 1957
было образовано 105 экономич. адм. р-нов, в т. ч. в РСФСР - 70, в УССР-
11, в Казах. CCP - 9, в Узб. CCP - 4, в остальных 11 союзных республиках
- по одному. 25 общесоюзных и союзно-респ. мин-в было упразднено.


Структура CHX определялась спецификой экономич.
района, но организац. принципы оставались едиными: каждый CHX имел отраслевые
и функциональные управления и отделы. Отраслевые объединяли однородные
предприятия (напр., металлургия., топливные, маш.-строит., пищевые и т.
д.); при них создавались технич. советы, функциональные управления или
отделы (планово-экономич., технич., материально-технич. снабжения, капитальных
вложений, финанс., труда и зарплаты, кадров и др.), к-рые осуществляли
работу по координации, планированию, контролю исполнения.


С образованием CHX экономич. адм. р-нов
возросла ответственность местных парт, и сов. органов за руководство х-вом.
Положит, стороной работы CHX было объединение в ряде случаев родственных
предприятий, создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования,
произ-ву заготовок, инструмента и т. п. Но с течением времени стали выявляться
крупные недостатки в терр. системе управления. С ликвидацией мин-в нарушилось
централизованное руководство отраслью пром-сти как единым целым в производственно-технич.
отношении. CHX были не в состоянии обеспечить единство технич. политики,
комплексно решать науч.-технич. проблемы развития отраслей. Попыткой устранить
обнаружившиеся недостатки явилось образование респ. CHX в РСФСР, УССР и
Казах. CCP (1960), укрупнение CHX (1962), организация CHX СССР (1962) и
BCHX СССР (1963-65), создание Гос. к-тов по нек-рым отраслям пром-сти.
Однако эти организац. мероприятия не ликвидировали противоречия между осн.
тенденцией отраслевого развития совр. пром-сти и системой терр. управления
ею. Как отмечалось в Отчётном докладе ЦК 23-му съезду КПСС (март 1966),
в работе пром-сти стали наблюдаться такие отрицат. явления, как замедление
темпов роста пром-сти и производительности труда, снижение эффективности
использования производств, фондов и капитальных вложений. "Территориальная
система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями
промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим
районам; нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские
организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку
и внедрение новой техники" (XXIIIсъезд КПСС. Стенографический отчёт, 1966,
с. 54).


Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965), рассмотревший
вопросы улучшения управления пром-стью, совершенствования планирования
и усиления экономич. стимулирования пром. произ-ва, потребовал привести
формы управления, планирования и стимулирования в пром-сти в соответствие
с совр. технико-экономич. условиями и уровнем развития производит, сил
страны. Была подчёркнута важность сочетания централизованного отраслевого
управления с местной хоз. инициативой. Пленум ЦК КПСС признал необходимым
образовать союзно-республиканские и общесоюзные мин ва. Законом, принятым
Верх. Советом СССР 2 окт. 1965, BCHX СССР, CHX СССР, респ. CHX и CHX экономич.
районов были упразднены и образованы пром. мин-ва.


Лит.: Ленин В. И., Речь на I съезде
Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., Поли. собр. соч.. 5 изд., т.
36; его же, Речь на II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства
25 декабря 1918 г., там же, т. 37; его же, Речь на IH Всероссийском съезде
Советов народного хозяйства 27 января 1920 г., там же, т. 40; Куйбышев
В. В., Система промышленного управления, M.- Л., 1927; О дальнейшем совершенствовании
организации управления промышленностью Н строительством. Постановление
Пленума ЦК КПСС от 14 февр. 1957 г., M., 1957; Об улучшении управления
промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического
стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС
от 29 сент. 1965 года, в кн.; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций
и пленумов, т. 8, M., 1972; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи,
т. 1, M., 19/3, с. 207 - 10, 300-17; Косыгин A. H., Избр. речи н статьи,
M., 1974, с. 259 - 98.

С. P. Гершберг.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я