СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ

СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ железнодорожный,
путевая
машина
для очистки ж.-д. путей от снега. С. представляет собой спец.
вагон, на к-ром размещены снегоочистит. устройства, двигатели, механизмы
управления, осветительное и другое оборудование. Снегоочистит. устройства
выполняются в виде отвального щита (плуга) с боковыми крыльями (двухпутный
плуговой С.), клиновидного плуга с боковыми крыльями (однопутный плуговой
С.), одного или двух питающих и одного выбросного ротора (роторный С.),
питающего и выбросного ротора (шнекороторный С.), двухгранного мощного
плуга с наклонной плоскостью и подрезным ножом (таранный С.) или могут
быть заменены соплом и турбореактивным двигателем с отработанным моторесурсом.
П л у г о в о й С. по ж.-д. пути толкается локомотивом. Рабочая скорость
40-70 км/ч, ширина очищаемой полосы до 5,1 м, высота очищаемого
слоя снега до 1,5 м. На однопутных С. плуг отбрасывает снег в обе
стороны от колеи. На двухпутных С. (рис. 1) плуг составляет вместе с крыльями
отвальную плоскость, располагаемую под углом 45 -50° (в плане) к оси пути,
и смещает снег в полевую сторону от колеи. Снегоочистит. устройство монтируется
на одном из торцов вагона. Роторный (или шнекороторный) С. устанавливается
в голове поезда для расчистки путей от снежных заносов, сзади располагаются
подталкивающие локомотивы (от 1 до 3). Рабочая скорость 0,5-10 км/ч,
ширина
пробиваемой траншеи 5-6 м, высота очищаемого слоя снега 3-4,5 м,
дальность
отброса снега до 50 м. Снегоочистит. устройство монтируется в передней
части вагона (рис. 2). Наибольшее распространение получили трёхроторные
С. с двумя роторами-питателями и с одним выбросным ротором.


Рис. 1. Двухпутный плуговой
снегоочиститель.


Таранный С. толкается одним
или несколькими локомотивами. Рабочая скорость до 45 км/ч, ширина
очищаемой полосы до 3,4 м, высота до 3 м. Снегоочистительное
устройство, установленное в передней части вагона, представляет собой мощный
двухгранный плуг, раздвигающий снег в стороны. С. с реактивным двигателем
(рис. 3) используют для очистки ж.-д. станций, стрелочных переводов, горловин
станций, вскрытия кюветов. Базой их служит дрезина или платформа, на к-рой
на поворотном круге установлен реактивный двигатель с соплом, бак с топливом
и система управления.


Рис. 2. Роторный снегоочиститель.


Ркс. 3. Снегоочиститель с
реактивным двигателем.


Сопло направлено под острым
углом на путь сзади машины, и выхлопные газы выдувают, растапливают и испаряют
снег. Рабочая скорость 10-15 км/ч. Для очистки ж.-д. путей от снега
применяют также путевые струги и автодрезины, оборудованные щёточными
барабанами.


Расчистку трамвайных путей
осуществляют специализированные вагоны, оборудованные щёточными роторами,
к-рые сметают снег и отбрасывают его в сторону. Для очистки от снега автомобильных
дорог, площадей и тротуаров используют автомобильные С. (см. Дорожные
машины).



Лит. см. при статьях
Путевые
машины. Дорожные машины. С. А. Соломонов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я