СЛОВЕНИЯ

СЛОВЕНИЯ

Классицизм кон. 18 -
1-й пол. 19 вв. проявился в реконструкции площадей Любляны, в скромных
интимных гор. и сел. зданиях 2-й четв. 19 в.; классицизм и романтизм переплетаются
в жанровых рисунках Ф. Кавчича, пейзажах Л. Янши, портретах М. Лангуса,
в жанровопортретных в духе бидермейера композициях И. Томинца. Во
2-й пол. 19 в. сооружаются обществ. здания в духе ист. стилей, в нач. 20
в. в стиле "модерн" (арх. М. Фабиани). В 1920-30-х гг. в постройках И.
Плечника, И. Вурника, В. Шубица использование нац. традиций, местных материалов,
нар. орнаментов сочеталось с нарастающим стремлением к функциональной оправданности
и простоте форм. Любляна и др. города частично реконструировались, но сохранялись
устаревшая застройка и трущобы. В иск-ве 19 в. прогрессивные тенденции
иск-ва С. связаны с патриотич. памятниками скульпторов А. Гангля и И. Зайца,
с поэтич. пейзажами А. Карингера, интимными жанровыми картинами и портретами
братьев Ю. и Я. Шубиц, реалистич. пленэрными произв. известного педагога
А. Ажбе.



А. А ж б е. "Негритянка".
1895. Национальный музей. Любляна.


В нач. 20 в. его ученики
И. Грохар, М. Стернен, М. Яма, Р. Якопич (группа "Сава") писали в светлой
импрессионистич. гамме нац. пейзажи со сценами крест. труда. X. Смрекар,
М. Гаепари, И. Вавпотич (группа "Весна") в поисках нац. своеобразия иск-ва
обращались к фольклору, к символике и стилизации. С кон. 1910-х гг. драматич.
экспрессия, социально-критич. настроения проявились в живописи и графике
Ф. Тратника, В. Пилона, братьев Ф. и Т. Краль. В 1920-30-х гг. работали
крупные разносторонние мастера реалистич. живописи и графики (Г. А. Кос,
Б. Якац, Ф. Михелич) и скульпторы (Ф. Бернекер, Л. Долинар, братья Б. и
3. Калин). В годы нар.-освободит. борьбы 1941-45 Якац, Михелич и др. выполняли
карикатуры, графич. изображения партиз. борьбы.


В. Якац. "Связной Янезек".
Гравюра на дереве. 1944.


После 1945 строятся новые
города с выразительной свободной планировкой (Велене, кон. 1940-х - 1950-е
гг., арх. Я. Тренз), пром. р-ны, жилые комплексы, обществ. центры, больницы,
школы, детские сады. Развернулась реконструкция городов (Любляна, приморские
курорты Копер и Пиран и др.). Для общественных и жилых (протяжённых малоэтажных
и башенных) зданий С. характерны строгие простые компактные формы, функциональная
целесообразность плана и вместе с тем пластичность, интерес к нац. своеобразию,
использование наряду со сборным и монолитным железобетоном местного камня,
кирпича, дерева, пластиков, а также скульптуры, мозаики, фрески (реконструкция
р-на Крижанка, 1956, арх. И. Плечник, спортивный зал "Тиволи", 1965, арх.
М. Божич, р-н Фарантово Поле, 1966-68, арх. Э. Равникар,- все в Любляне).


Несмотря на распространение
формального экспериментирования (скульпторы Я. Савиншек, С. Тихец, живописец
Я. Берник), ведущую роль сохранило иск-во, посвящённое революционной и
нар.-освободит. борьбе, жизни народа (скульпторы Л. Долинар, бр. Калин,
Ф. Смерду, К. Путрих, Д. Тршар; живописцы Т. А. Кос, Б. Якац, С. Пенгов).
Остроэкспрессивны портреты Г. Ступицы, фольклорной сказочностью проникнуты
работы Ф. Михелича. Выделяются также мозаики М. Прегеля, витражи С. Крегара.


В нар. зодчестве приморских
областей преобладают кам. дома, крытые черепицей и шифером, в восточных
и приаль-пийских - деревянные и глинобитные, крытые соломой и гонтом. Входные
галереи в северных районах часто украшаются резьбой. Распространены поливная
жёлтая и зелёная керамика, шитьё золотом и серебром, вышивка и аппликация
на коже, резьба по дереву, живопись на стекле.



Музыка. В словен.
муз. фольклоре бытуют лирические, шуточные, свадебные песни и старинные
баллады. В альпийских, приморских и вост. р-нах С. распространено многоголосное
пение, в юго-вост. р-нах обрядовые песни, т. н. коледы, исполняются преим.
одноголосно. Нар. музыка диатонична (см. Диатоника), преобладает
мажор. Для нар. песенных мелодий характерны переменный метр, сложный ритм.


Проф. муз. иск-во развивается
с 15 в.; создаются церк. хоры, певч. школы, цехи гор. трубачей. Выдвигаются
композиторы Б. Праспергиус, Ю. Слатконя (основатель венской придворной
капеллы), Я. Галлус-Карниолус, мастер духовной и светской хоровой полифонич.
музыки (все они работали гл. обр. вне С.), в творчестве к-рых отразилось
влияние религ. драмы с муз. интермедиями (исполнялись иезуитами), протестантского
церк. пения. В 17 в. среди канторов-органистов выделяются композиторы Г.
Плавец (Плаутц), Я. К. Долар, И. Пош (Похиус) - авторы вокальных и инструментальных
соч., в к-рых ощутимо воздействие итал. оперной музыки (итал. оперные спектакли
давались в Любляне с 1660). Активизации творчества словен. композиторов
способствовали созданные в Любляне Филармонич. академия (с 1701), Сословный
театр (с 1765), Филармонич. об-во (с 1794, при нём в 1816 открылись инструментальные
и певч. классы, позднее преобразованные в муз. школу), муз. классы при
педагогич. уч-ще (с 1815). Среди композиторов С. кон. 17 - нач. 19 вв.-Я.
Ю. Хочевар и М. Чадеж (музыка к католич. представлениям), Я. Б. Хёффер
и М. Омерза (оратории), Я. Зупан ("Белин" - первая опера на словенском
яз., 1780 или 1782), Я. Новак (музыка к комедии А. Т. Линхарта по Бомарше
"Весёлый день, или Матичек женится", 1790), Л. Долинар и Г. Рихар (в их
соч. наметились нац. черты). Под влиянием нац.-освободит. движения в 19
в. композиторы стремились к утверждению нац. муз. иск-ва. Черты нац. стиля,
проявившиеся в соч. М. Вилхара и Ю. Флейшмана, Г. и К. Машеков, Б. Поточника,
развивавших жанр массовой патриотич. песни (сер. 19 в.), усилились у композиторов
романтич. направления Б. Ипавца, Д. Енко (первые романсы и хоры на словен.
тексты) и др. Утверждению нац. иск-ва способствовало муз. об-во "Глазбена
матица" (с 1872, Любляна), объединившее музыкантов С. Оно издавало произв.
словен. композиторов, открыло муз. школу (1882), организовало хор (1891),
симф. оркестр (Словен. филармония, 1908-13). Нац. оперы и оперетты ставились
в Словенском театре (с 1892). В кон. 19 - нач. 20 вв. оперную и оркестровую
музыку писали Ф.Гербич, А. Фёрстер (опера "Гореньский соловей"). Важную
роль в развитии музыки нач. 20 в. сыграл журн. "Novi akordi" (1901-1914),
вокруг к-рого объединились мн. композиторы, крупнейшие - Г. Крек, Э. Адамич,
Р. Савин (оперы "Прекрасная вида", "Матия Губец" и др.), А. Лайовиц (симф.
поэма "Песня осени", "Псалом" и др. хоровые соч.). После образования Югославии
появился ряд муз. организаций и уч. заведений, реорганизованы старые -
люблянская муз. школа преобразована в консерваторию (1919; с 1924 - Гос.
консерватория, с 1939 -Академия музыки). В Любляне работали Муз.-историч.
ин-т (с 1934), филармония (1936-41). Основоположник совр. нац. композиторской
школы - С. Остерц. В 1920-30-е гг. развивается творчество В. Мирка, М.
Козины, М. Когоя (опера "Чёрные маски", по Л. Н. Андрееву), в 1930-40-е
гг.- Б. Арнича, М. Бравни-чара. В народной Югославии созданы Словен. филармония
(1947; с симф. оркестром и хором), хор и оркестр лёгкой музыки при люблянском
Радио и телевидении, Ин-т музыковедения при Люблянском ун-те. Выходит журн.
"Slovenska glasbena revijax Организованы муз. коллективы в Мариборе, Осиеке
и др. городах. Среди совр. музыкантов - композиторы Д. Швара, П. Рамовш,
И. Петрич; музыковеды Д. Цветко, А. Риявец, ф. Маролт; дирижёры Б. Лесковиц,
С. Хубад, 3. Циглич, Д. Жебре; пианисты и композиторы М. Липовшек, П. Шивиц;
скрипач И. Озим; певцы Р. Францл, Л. Корошец, певица В. Буковец. И.
М. Ямполъский.




Театр. Первые театральные
представления в С.- "школьная драма" и мистерии на нем. и лат. яз., показанные
в 17 в. С 1721 в г. Шкофья-Лока исполнялись мистерии, написанные на словен.
яз. монахом Ромуальдом (Л. Марушич). Светский театр возник в 1-й пол. 17
в. (нем. и итал. бродячие труппы, разыгрывавшие комедии, историч. драмы
во дворцах знатных горожан и на площадях). В 1765 в Любляне открылся Сословный
театр, где на нем. яз. ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу, с нач. 19
в.-Ф. Шиллера, У. Шекспира и историч. драмы словен. авторов, написанные
на нем. яз. ("Тетра" Б. Зупанчича и др.). В 1789 в Сословном театре словенские
актёры-любители исполнили первую словен. пьесу "Мицка - дочь жупана" А.
Т. Линхарта (по мотивам нем. пьесы И. Рихтера). Комедия Линхарта "Весёлый
день, или Матичек женится" (по мотивам "Женитьбы Фигаро" П. Бомарше) была
известна в списках, но не была поставлена по цензурным условиям. После
Революции 1848-49 в Любляне и др. городах возникают многочисл. любительские
кружки при словен. читальнях. В их репертуаре - переделки совр. нем. и
чеш. драматургии, пьесы Линхарта. В 1867 в Любляне писатель Ф. Левстик
основал Театральное об-во, ставившее спектакли в Сословном театре (позднее
- в помещении гор. читальни); в репертуаре были бытовые комедии словен.
авторов Ф. Целестина, Я. Керсника, Я. Алешовца. При Театральном об-ве работала
драматич. школа, издавались пьесы (серия "Словенская Талия"). В 1892 в
Любляне был открыт Словенский театр. Первые проф. актёры С. (И. Борштник,
3. Борштник-Звонарьева, И. Нолли. А. Данило-Церар, А. Веровшек и др.) сочетали
в своём творчестве романтич. и реалистич. тенденции; первые режиссёры -
И. Борштник, затем Р. Инеман. Для дальнейшего развития театра С. большое
значение имела отечеств. драматургия: историч. трагедии и реалистич. пьесы
Левстика, И. Юрчича, И. Стритара, отмеченные натуралистич. тенденциями
драмы 3. Кведер, Э. Кристана. Последний ввёл в словен. драматургию тему
борьбы рабочего класса за свои права ("Верность", 1897). Важным этапом
для театра С. стала драматургия И. Цанкара ("Король Бетайновы", "Для блага
народа", "Холопы"), к-рая отличается острой социальной тематикой, антибуржуазной
направленностью, высокими художеств . достоинствами.


В период между 1-й и 2-й
мировыми войнами заново сформировалась труппа Словен. нац. театра, начал
работать театр в Мариборе, появилась проф. режиссура. Много сделал для
развития словен. театра реж. Б. Гавелла, поставивший в 1931-34 в Словен.
нац. театре пьесы М. Крлежи, произв. У. Шекспира, Мольера и др.; в театре
работали также режиссёры Б. Крефт, С. Ян, О. Шест, Ц. Дебевец, позже -
Б. Ступица; среди ведущих актёров X. Нучич, И. Левар, М. Вера, М. Скрбиншек,
М. Наблоцкая, М. Данилова.


Во время 2-й мировой войны
1939-45 в партиз. отрядах выступали группы проф. актёров, драматург М.
Бор создал пьесы о подпольщиках-коммунистах.


В 1945 после освобождения
от фаш. оккупации возобновляется деятельность театров в Любляне, Мариборе.
Создано неск. новых театров, в т. ч. Городской театр в Любляне. В Словенском
нац. театре в первые послевоенные годы работали режиссёры Гавелла, Б. Ступица,
Ф. Делак, актёры Савка Север, Стане Север, В. Скрбиншек, В. Юван и др.
В 1969 драматич. труппа Словен. нац. театра гастролировала в СССР. В сер.
70-х гг. в составе труппы - режиссёры Б. Крефт, М. Корун, Ж. Петан; актёры
Ш. Дролчева, Д. Почкаева, М. Потокарьева, Б. Краль, Б. Сотлар, Ю. Соучек
и др. Репертуар театра составляют словен. и зарубежная классика, пьесы
совр. словен. драматургов Б. Крефта, И. Потрча, М. Бора, драматургия А.
П. Чехова, М. Горького. В 1974 сов. режиссёр А. А. Гончаров поставил в
этом театре "Дети Ванюшина" Найдёнова. В Любляне работает Академия театрального
иск-ва (с 1945), Словенский театральный музей, издающий с 1965 "Документы
Словен. театрального музея".

Н. М. Вагапова.


Илл. см. на вклейке, табл.
XXXI, XXXII (стр. 544-545).


Лит.: История Югославии,
т. 1 - 2, М., 1963; Grafenauer В., Zgodovina slovenskega naroda, zv. 1
- 5, Ljubljana, 1954-1962; G e s t r i n F., M e 1 i k V., Slovenska Zgodovina
od konca osemnajstega stoletja do 1918, Ljubljana, 1966; M i k u z M.,
Pregled zgodovine narodnoosvobodilne borbe v Sloveniji, kn. 1 - 2, Ljubljana,
1960 - 61; Б о д-p и н В. В., Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая
характеристика, М., 1970; Statisticki godisnjak Jugoslavije. 1973, Beograd,
1974; Марковиh J о b a h, Географске области Социjалнстичке Федеративне
Републике JyrocaaBnje, Београд, 1970; Пыпин А. Н. и Спасо-в и ч
В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879 - 81;
Кравцов Н. И., Основные тенденции развития словенской литературы конца
XIX - начала XX в., в сб.: Зарубежные славянские литературы. XX век, М.,
1970; Р я б о в а Е. И., Основные направления в межвоенной словенской литературе,
там же; Slovenska knjizevnost, 1945-1965, t. 1-2, Ljubljana, 1967; Zgodovina
slovenskega slovstva, t. 1 - 6, Ljubljana, 1956 - 69; S 1 о d n j a k A.,
Slovensko slovstvo, Ljubljana, 1968; Prijatelj J., Slovenska kulturnopoliticna
in slovstvena zgodovma, t. 1 - 5, Ljubljana, 1955-66; Vidmar J., Literarne
kritike, Ljubljana, 1951; В о r s n i k M., Studije in fragment!, Maribor,
1962; Алёшина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966;
Б е л о у с о в В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Stele
F., Oris zgodovine umetnosti pri slovencih, 2 izd., Ljubljana, 1966; Вагапова
Н., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М.,
1972; Солнцева Л., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского
театра, т. 6, М., 1974; Repertoar slovenskih gledalisc, 1867 - 1967, Ljubljana,
1967.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я