СЛОВАКИЯ

СЛОВАКИЯ (Slovensko),
Словацкая Соци алистическая Республика (ССР; Slovenska socialisticka republika),
республика в составе Чехословакии (ЧССР). Расположена в вост. части страны.
Пл. 49 тыс. км2. Нас. 4,72 млн. чел. (оценка на 1 янв.
1975), или 1/3 населения ЧССР. Словаки составляют 85,5%, венгры - 12%,
чехи -свыше 1%, украинцы - свыше 1%. Городского населения ок. 40% . Столица
-г. Братислава. Др. крупные города -Кошице, Прешов, Жилина, Банска-Бистрица.
В адм. отношении делится на 3 области: Западно-Словацкую, Средне-словацкую
и Восточно-Словацкую.


С.- социалистич. республика,
входящая (вместе с Чешской Социалистич. Республикой) на равноправных и
добровольных началах в состав федеративного гос-ва - ЧССР. Основы гос.
строя закреплены в Конституции ЧССР 1960 и Конституционном законе 1968
о Чехословацкой федерации. Верховный орган власти и единств. законодат.
орган -Словацкий Национальный совет, избираемый на 5 лет гражданами республики
на основе всеобщего, равного и прямого из-бират. права при тайном голосовании.
Пр-во республики назначается Президиумом Национального совета.



Природа. С.- преим.
горная страна, б. ч. к-рой расположена в пределах Зап. Карпат, представляющих
собой обычно низкие и средневысотные горы с мягкими, округлыми формами
рельефа. Лишь Высокие Татры на С. страны имеют скалистые вершины с альп.
рельефом, снежниками и следами древнего оледенения. Выс. до 2655 м (г.
Герлаховски-Штит, высшая точка Карпат). К Ю. горы понижаются, образуя несколько
хребтов, вытянутых в субширотном направлении (Низкие Татры, Словацкие Рудные
горы) или в направлении с Ю.-З. на С.-В. (Б. и М. Фатра и др.). На В.-
отд. хребты Вост. Карпат (Вигорлат и др.). Низменности занимают небольшие
площади на Ю.-З. (Подунайская низм.) и на Ю.-В. (Потисская низм.). Климат
умеренный континентальный. На равнинах ср. темп-pa янв.-1,-3 °С, июля 19-21
0С.
В Высоких Татрах зимой темп-ра достигает -12 0С, летом 8 °С.
Осадков в среднем 500-700 мм в год, в горах до 1000
мм в
год, снежный покров на равнинах неустойчив, в горах лежит до 3 мес.
Реки принадлежат гл. обр. к басс. Дуная, протекающего по юго-зап. окраине
С. Осн. реки - Ваг, Нитра, Грон, Ондава, долины к-рых густо населены. Горы
обычно покрыты лесами, занимающими св. 1/з терр. С. На юж. склонах
преим. широколиственные (из дуба, бука) и смешанные леса, на северных -хвойные
(из ели, пихты). Низменности в основном возделаны. Полезные ископаемые
(руды железа, марганца, полиметаллические; месторождения сурьмы, магнезита)
сосредоточены гл. обр. в Словацких Рудных горах.



Исторический очерк. С.
заселена со времени ср. палеолита (стоянка Гановце). В 5 в. до н. э. её
заселили фракийские племена, в 3 в. до н. э.- кельты. В 1 в. н. э. часть
терр. С. подверглась рим. оккупации. В сер. 1-го тыс. н. э. ведущим этнич.
элементом стали славяне. В 7 в. терр. С. входила в гос-во Само, в
9-нач. 10 вв.- в Великоморавскую державу. В 11 в. после продолжит.
борьбы между чеш. Пржемысловичами, польск. Пястами и венграми терр. С.
была включена в состав Венг. королевства (находилась в его составе до образования
в 1918 единого Чехословацкого гос-ва). Венг. завоевание прервало процесс
образования единой народности на основе чешско-моравских и словацких племён.
В 1241-42 значит. часть терр. С. подверглась нашествию монголо-татар. В
условиях феод. раздробленности в Венг. королевстве словацкие феод. магнаты
образовали независимые владения (в 1301-21 Матуш Чак из Тренчина -в Зап.
С., в 1301-12 Омодей - в Вост. С.), однако их самостоятельность была уничтожена
королями Анжуйской династии, проводившими политику централизации.
В 13-14 вв. С. подверглась нем. колонизации. В сер. 14 в. усилилась личная
зависимость крестьянства. В С. нашло отзвук гуситское революционное
движение
(1-я пол. 15 в.), особенно пребывание в 1428-33 на терр. С.
войск таборитов (предпринявших поход против Венгрии); в 1445-71 развернулось
антифеод. т. н. движение братиков. Распространение идей гусизма в С. содействовало
укреплению чешско-словацких языковых и культурных связей. Словацкое крестьянство
участвовало в антифеод. Дожи Дъёрдя восстании 1514 и после его подавления
было наряду с венг. крестьянством прикреплено к земле "на вечные времена".
В 16 в. в С. распространилось реформац. движение. В сер. 16 в. юж. С. была
захвачена Османской империей, остальная терр. вошла в состав многонац.
монархии Габсбургов, к-рые после австро-тур. войны 1683-99 присоединили
к своим владениям и оставшуюся часть С. В 17 - нач. 18 вв. С. являлась
ареной антигабсбургских выступлений, возглавлявшихся венгерскими феодалами
(Ракоци
Ференца II движение 1703-11
и др.).


С развитием капиталистических
отношений в кон. 18 - нач. 19 вв. связано зарождение нац. движения в С.,
в к-ром преобладали требования развития словацкой культуры и языка, выступления
против политики мадьяризации, проводившейся венг. дворянством. В 1-й пол.
19 в. обострилась антифеод. борьба (во-оруж. выступления словацких крестьян
в 1818-20, крест. восстание 1831 и др.). Центром словацкого нац. движения
(с сер. 30-х гг. его возглавлял Л. Штур) стала Братислава. В 1842
была выработана 1-я программа словацкой нации (требование разрешения словацкой
периодич. печати, обучения в школах на словацком яз. и др.). Начало Революции
1848-49 в Габсбургской империи явилось толчком к широкому стихийному нар.
движению в С.; особой силы революц. борьба словацких крестьян, ремесленников,
горнорабочих достигла в конце марта - мае 1848. Деятели нац. движения (Штур,
И. М. Гурбан, М. М. Годжа и др.) выступали за бурж.-демократич. преобразования,
нац. равноправие словаков. 10 мая 1848 в Липтовски-Микулаше были приняты
программные "Требования словацкого народа". Однако они были отвергнуты
венг. пр-вом. Это позволило Габсбургам использовать словаков в борьбе против
революц. Венгрии.


Словацкое нац. движение активизировалось
в нач. 60-х гг. В 1861 на съезде в Турчански-Свети-Мартине была составлена
нац. программа "Меморандум словацкого народа" (см. Мартинская декларация
1861),
требовавшая автономии для С. (была отклонена венг. пр-вом).
Преобразование Габсбургской империи в Австро-Венгрию (1867) закрепило гнёт
венг. помещиков над С. Усилилась мадьяризация, сопровождавшаяся закрытием
в 1874 словацких гимназий, в 1875 -Матицы словацкой (осн. в 1863).
Во главе словацкого нац. движения вплоть до кон. 19 в. находились преим.
интеллигенция и слабая нац. буржуазия. Формирование классового самосознания
пром. пролетариата шло в экономически отсталой С. медленно. Как активная
политич. сила он стал выступать с кон. 19 - нач. 20 вв. В июне 1905 в Братиславе
была основана Словацкая с.-д. партия (в 1906 объединилась с С.-д. партией
Венгрии). Неск. течений определилось в нач. 20 в. в словацком бурж. нац.
движении: консервативное, либеральное (В. Шробар и др.), клерикальное (А.
Гличка и др.), аграрии (М. Годжа и др.).


В годы 1-й мировой войны
1914-18 в С. усилилось движение за нац. и социальное освобождение. Словаки
вступали в чехословацкие заграничные (в странах Антанты) воинские формирования,
одним из организаторов к-рых был М. Р. Штефаник. Победа Великой
Окт. революции в России способствовала дальнейшему подъёму революц. и нац.-освободит.
движения. Трудящиеся С. участвовали во всеобщей политич. стачке в Австро-Венгрии
(янв. 1918), мощные демонстрации прошли в С. 1 мая 1918. В окт. 1918 был
создан из представителей бурж. и реформистских партий Словацкий нац. совет,
издавший 30 окт. (вслед за Нац. к-том в Праге) Мартинскую декларацию
1918
о вхождении С. в единое Чехословацкое гос-во; господствующие позиции
в созданном Чехословацком гос-ве заняла чеш. буржуазия.


В кон. 1918 из С. были выведены
венг. войска и над её терр. установлен контроль пр-ва Чехословацкой бурж.
республики. С образованием 21 марта Венгерской советской республики
1919
в С. усилился революц. подъём. 16 июня в Прешове была провозглашена
Словацкая
советская республика 1919
(разгромлена интервенционистскими войсками
7 июля). Трудящиеся С. участвовали в Декабрьской всеобщей политич. стачке
1920. В янв. 1921 в Любохне состоялся съезд словацких и закарпатоукраинских
левых с.-д.; в мае 1921 произошло объединение левых с.-д. С. и Закарпатья
и чешских левых с.-д., была образована Коммунистическая партия Чехословакии
(КПЧ).
В составе Чехословацкого бурж. гос-ва С. оставалась экономически слаборазвитой
областью. Чеш. буржуазия рассматривала С. как аграрно-сырьевой придаток
чеш. пром. областей. Недовольство трудящихся С. социальным и нац. гнётом
использовала для развёртывания националистического и сепаратистского движения
Словацкая народная партия (СНП; осн. в 1918, лидер до 1938 -А. Глинка).
После Мюнхенского соглашения 1938 словацкие фашисты добились автономии
С., пр-во С. возглавил И. Тисо. В С. поднялась волна шовинизма, в окт.
1938 была запрещена деятельность КПЧ, распущены профсоюзы; по типу нацистских
СС пр-во Тисо создало т. н. глинковскую гвардию. Венским арбитражем 1938
(см. Венские арбитражи 1938 и 1940) юж. р-ны С. были переданы хортистской
Венгрии. 14 марта 1939 фаш. Германия инспирировала провозглашение С. "самостоятельным
гос-вом" под "охраной" Германии. С. стала сателлитом фаш. Германии, присоединилась
(в 1941) к Антикоминтерновскому пакту. Клерикальнофаш. марионеточное пр-во
С. установило тоталитарный режим. Условия подпольной работы вызвали необходимость
выделить компартию в С. в самостоят. орг-цию (КПС), работавшую под руководством
КПЧ. С 1941 в С. усилилось антифашистское движение, развернувшееся под
руководством коммунистов. В марте 1942 в Братиславе для руководства нац.-освободит.
борьбой в С. был создан Центральный нац.-революц. комитет, летом 1942 -
первые партиз. отряды, в 1943 - подпольный Словацкий нац. совет (СНС) во
главе с К. Шмидке. Это явилось важной вехой в создании Нац. фронта чехов
и словаков (позднее -Нац. фронт Чехословакии). С весны 1944 под влиянием
побед Сов. Армии партиз. движение в С. усилилось. По инициативе нелегального
руководства КПС (К. Шмидке, Г. Гусак, Л. Новомеский и др.) СНС приступил
к подготовке вооруж. восстания в С. Вступление нацистских войск в С. 29
авг. 1944 послужило сигналом к Словацкому национальному восстанию 1944.
Оно явилось кульминацией антифашистского Сопротивления в С. и началом
нац.-демократич. революции в стране. Наступление Сов. Армии в Карпатах
(см. Восточно-Карпатская операция 1944) связало подавляющую часть
нацистских войск в С. и позволило словацкому народу продолжать борьбу за
свободу. В янв. 1945 части Сов. Армии освободили от нем.-фаш. захватчиков
Прешов, Кошице и ряд др. городов С.; управление освобождённой терр. взял
в свои руки СНС. 4 апреля сов. войска освободили Братиславу. В результате
освобождения С. от нем.-фаш. захватчиков были созданы предпосылки для воссоединения
чеш. земель и С. в рамках нар. Чехословакии. Кошицкая программа (5
апр. 1945) в числе др. демократия, принципов провозгласила принцип равноправия
чешского и словацкого народов. С восстановлением в результате освобождения
С. и чешских земель от нем.-фаш. захватчиков гос. самостоятельности Чехословакии
и с установлением в стране нар.-демократич. строя в С. (так же, как и в
чешских землях) были начаты глубокие социально-экономич. преобразования
(1-й этап агр. реформы и др.). Силы реакции предприняли попытку сорвать
проведение дальнейших демократич. преобразований в С. Созданная в 1945
Демократич. партия после выборов в Нац. собрание в мае 1946 добилась преобладания
в СНС и Корпусе уполномоченных, к-рый являлся представителем государственной
власти в С. после её освобождения (до слияния Корпуса уполномоченных с
СНС в 1960). Решит. выступление словацкого народа под руководством КПС
осенью 1947 предотвратило опасность превращения С. в плацдарм контрреволюции.
В февр. 1948 трудящиеся С. вместе с рабочим классом и трудовым крестьянством
всей страны нанесли решающее поражение буржуазии, пытавшейся совершить
контрреволюц. переворот (см. Февральские события 1948). Февральская
победа открыла путь для строительства социалистич. общества.


Словацкий народ вместе с
чеш. народом включился в строительство социализма, победу к-рого в Чехословакии
юридически закрепила конституция 11 июля 1960. КПС, трудящиеся С. внесли
свой вклад в успешное осуществление мер по ликвидации последствий деятельности
враждебных социалистич. строю сил, с делавших в 1968 попытку оторвать Чехословакию
от социалистич. содружества (см. Чехословакия, раздел Исторический
очерк). В соответствии с принятым Нац. собранием Конституц. законом (вступил
в силу 1 янв. 1969), преобразовавшим ЧССР в федеративное гос-во двух равноправных
народов - чехов и словаков, ССР стала одной из двух равноправных социалистич.
республик в составе федерации.


За годы социалистич. строительства
С. превратилась в промышленно развитую республику с высокопродуктивным
с. х-вом. Важную роль в этом сыграла политика КПЧ, направленная на подтягивание
экономики С. до уровня экономики чеш. областей. Реализация этой программы
опиралась как на ресурсы С., так и на всю чехосл. экономику, на помощь
чеш. рабочего класса. Высокие темпы индустриализации наряду с развитием
культуры, науки, образования, значит. ростом жизненного уровня населения
позволили С. по мн. показателям приблизиться к чеш. областям.


В С. действуют следующие
политические партии: Коммунистич. партия Словакии (КПС) - территориальная
орг-ция КПЧ; Партия словацкого возрождения, осн. в 1948; Словацкая партия
свободы, осн. в 1946. Нац. фронт ССР (осн. в сент. 1968) входит в Нац.
фронт Чехословакии (на федеративной основе).


Б.М.Руколь, Ю.Н.Журавлёв

1945).



Хозяйство. ССР - развитая
индустриально-агр. республика. В пром-сти и в строительстве занято около
45%, в с. х-ве - 15% самодеят. населения. Доля С. (1973) в образовании
нац. дохода ЧССР 27% (15% в 1937), в пром. произ-ве 26% (7% в 1937), в
с.-х. произ-ве 33% (23% в 1937). На развитие экономики С. и её структуру
немалое влияние оказывает положение республики на гл. линии экономич. связей
ЧССР и СССР.


В годы нар. власти быстрыми
темпами осуществляется социалистич. индустриализация С. Пром. произ-во
возросло по сравнению с довоен. временем почти в 30 раз. Резко изменилась
его структура. В общей стоимости пром. продукции особенно сильно возрос
удельный вес машиностроения и металлообработки, достигнув ок. 30%, чёрной
и цветной металлургии - ок. 13%, а также хим. пром-сти -св. 10%.


Выработка электроэнергии
(1973) ок. 11 млрд. квт х -ч; каскад ГЭС на р. Ваг; крупные
ТЭС - Вояни, Новаки, АЭС в Ясловске-Богунице (мощность 150 Мвт). Добывают
бурый уголь и лигнит (св. 5 млн. т в 1973), гл. обр. в р-не гг.
Гандлова - Новаки, жел. руду (1,5 млн. т) в Словацких Рудных горах. Произ-во
чугуна 2 млн. т, стали 3 млн. т, проката 2 млн. т, гл. обр.
на Вост.-Словацком металлургич. комбинате в Кошице; произ-во алюминия ок.
48 тыс. т в Жаре (Жиаре) на Гроне (на венг. бокситах), меди 16 тыс.
m (в Кромпахи).


С. даёт ок. 1/4 чехословацкой
маш.-строит. продукции (1973): радиоприёмники, телевизоры, холодильники,
мотоциклы, суда; шарикоподшипники и товарные вагоны (св. 1/2 общенац. продукции),
стиральные машины, нек-рые виды станков, электротехнич. оборудование и
т. д. Химич. пром-сть получила развитие на основе переработки нефти и природного
газа. В Братиславе крупный нефтехимич. комбинат "Словнафт", перерабатывающий
нефть, поступающую по нефтепроводу "Дружба'' из СССР; в г. Шаля
- з-д азотных удобрений на природном газе, поступающем по газопроводу "Братство"
из СССР. Имеется произ-во минеральных удобрений всех видов (2/5 чехословацкого
произ-ва), пластмасс, синтетич. волокон и др. Значительная лесная и деревообр.
пром-сть. Крупная пром-сть стройматериалов (св. 30% чехословацкой продукции)
и пищ. пром-сть (27% чехословацкой продукции). Развиты текст., кож.-обув,
и др. отрасли лёгкой пром-сти. Гл. пром. центры и р-ны: г. Братислава,
г. Кошице с окружением, среднее и верхнее Поважье, Погронье, р-н гг. Гандлова
- Новаки, г. Прешов с окружением.


Валовая продукция с. х-ва
в 1973 возросла в 2 раза по сравнению с 1936, товарная продукция - почти
в 4 раза. Социалистич. сектору принадлежит 90% пахотных угодий. Животноводство
даёт 52%, а растениеводство 48% стоимости с.-х. продукции (в 1937 - 41%
и 59%). В с. х-ве широко распространено зерновое х-во (посевы пшеницы,
ячменя, кукурузы); возделывают нек-рые технич. культуры - масличные, сах.
свёклу, табак и др.; развиты садоводство и виноградарство. В юж. р-нах
разводят гл. обр. свиней, молочный скот, птицу, в горных областях - овец
и мясной скот.


В годы социалистич. строительства
коренным образом реконструирован транспорт. Электрифицирована ж.-д. магистраль
Чиерна - Жилина - Острава.


Судоходство по Дунаю, порты
- Братислава и Комарно. Л. А. Авдеичев.



Культурное строительство
и здравоохранение. В 1973/74 уч. г. в детских садах воспитывалось св.
133 тыс. детей, в обязательных 9-летних основных школах обучалось ок. 717
тыс. уч-ся, в полных ср. общеобразоват. школах (гимназиях) с 4-летним сроком
обучения - ок. 53 тыс. уч-ся, в 1-3-летних проф. уч. заведениях - около
121,5 тыс. уч-ся, в 4-летних ср. проф. школах - свыше 104 тыс. уч-ся, в
13 вузах - 55,6 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Братиславский университет
им.
Я. А. Коменского (осн. в 1919), Словацкая высшая технич. школа, Высшая
экономич. школа, консерватория, Высшая школа изобразит. иск-в - в Братиславе,
Ун-т им. П. Шафарика, Высшая технич. школа, Высшая вет. школа, консерватория
-в Кошице, Высшая транспортная школа в Жилине и др.


Высшее науч. учреждение -
Словацкая
академия наук,
к-рая вместе с гос. органами планирует науч. работу
и руководит исследованиями в республике. В Братиславе находятся Ин-т вирусологии
Чехословацкой АН, н.-и. учреждения различных ведомств, в т. ч. НИИ сварки,
педагогический и др.; в Жилине - н.-и. гидрологич. центр, геологич. служба
и др.; в Прешове - филиал НИИ почвоведения и растениеводства. Ряд н.-и.
учреждений функционирует при вузах, в т. ч. при Словацкой высшей технич.
школе -НИИ химич. физики, гидравлич. машин и др.; при Высшей транспортной
школе -Ин-т проблем транспорта. Всего насчитывается св. 80 НИИ и 13 вузов,
ведущих науч. исследования. Работают Матица словацкая, др. науч.
и научно-просветит. об-ва.


Крупнейшие библиотеки: б-ка
Матицы словацкой в Мартине (осн. в 1863; 1850 тыс. тт.), университетская
б-ка в Братиславе (осн. в 1919; 1200 тыс. тт.), гос. науч. б-ки в Кошице,
Зволене и др.


Гл. музеи: Словацкие нац.
музеи в Братиславе (осн. в 1924) и Мартине (1893), Словацкая нац. галерея
в Братиславе, Восточнословацкий музей в Кошице (1872), Среднесловацкий
музей и Музей Словацкого нац. восстания в Банска-Бистрице и др.


В 1975 издавалось 11 ежедневных
газет, 30 неежедневных и ряд др. периодич. изданий. Важнейшие газеты (издаются
в Братиславе): "Правда" ("Pravda", с 1920), ежедневная, орган ЦК Коммунистич.
партии С., тираж 270 тыс. экз. (1975); "Праца" ("Рrаса", с 1946), ежедневная,
орган Словацкого революц. профсоюзного движения, тираж 189 тыс. экз.; "Слобода"
("Sloboda", с 1946), еженедельная, центр. орган Словацкой партии свободы,
тираж 5,5 тыс. экз.; "Люд" ("L'ud", с 1948), ежедневная, орган Партии словацкого
возрождения, тираж 23 тыс. экз.; "Смена" ("Smena", с 1948), ежедневная
молодёжная газета, издаётся ЦК Союза словацкой молодёжи, тираж 128 тыс.
экз.


Словацкое радио - нац. орг-ция
Чехословацкого радио; осн. программы радиовещания - "Братислава" и "Девин".
Словацкое телевидение - нац. орг-ция Чехословацкого телевидения. Осн. телецентр
в Братиславе.


В 1971 в больницах и др.
леч. учреждениях было 46,1 тыс. коек (101 койка на 10 тыс. жит.); в 1973
работали 10,5 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 442 жит. Бальнеологич. курорты
Пьештяни, Сльяч, горноклиматич. Штрбске-Плесо и др.



Литература. Истоки
письменности связаны с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия (2-я пол.
9 в.). После включения словацких земель в состав Венг. королевства устанавливается
господство ср.-век. латыни. Проникновение идей гуситского движения (1-я
пол. 15 в.) и Реформации (1-я пол. 16в.) способствовало вытеснению латыни
чеш. письм. языком, вбиравшим черты словацкой нар. речи. Борьба с тур.
нашествием вызвала к жизни жанр героико-эпич. песни ("Песнь о Сигетском
замке", 1566, и др.). Феод.-католич. реакция (17-IS вв.) сдерживала развитие
светской лит-ры; на фоне религ.-дидактич. соч. демократич. направленностью
выделялась поэзия П. Беницкого (1603-64), Ш. Пиларика (1615-93), Г. Гавловича
(1712-87). Антифеод, протест находил выражение в нар. творчестве (сказки,
баллады, цикл песен о нар. мстителе Яношике).


С 80-х гг. 18 в., в период
нац. возрождения, начинается процесс демократизации культуры. Делаются
попытки утвердить в качестве лит. языка нар. зап.-словацкий диалект (И.
И. Байза, 1755-1836). Филолог А. Бернолак в 1787 обосновал нормативы словацкого
лит. языка (т. н. бернолачина), на к-ром написана преим. просветит. научно-дидактич.
проза (Ю. Фандли, 1750-1811). Параллельно развивалась лит-pa на чеш. яз.,
гл. обр. в протестантских кругах (Ю. Палькович, 1769-1850, А. Долежал,
1737-1802, и др.). Вершина просветит. поэзии -творчество Б. Таблица (1769-1832)
и П. И. Шафарика (1795-1861). В 20-30-е гг. 19 в. на передний план выступает
идея слав. единства (поэма "Дочь Славы", 1824, Я. Коллара, 1793-1852).
Тенденции классицизма преломились в эпич. поэзии Я. Голлого (1785-1849),
писавшего на бернолачине. Патриотич. проблематика отразилась в комедиях
первого словацкого драматурга Я. Халупки (1791-1871).


В 40-70-е гг. 19 в. в лит-ре
господствовал т. н. штуровский романтизм - по имени Л. Штура (1815-56),
создателя концепции нац. иск-ва, инициатора окончат. оформления словацкого
лит. языка на основе среднесловацких диалектов. Для творчества поэтов-романтиков
С. Халупки (1812-83), А. Сладковича (1820-72), Я. Ботто (1829-81) характерна
революц.-патриотич. проблематика. В поэзии Я. Краля (1822-76) патриотич.
тема сливается с идеей нар. революции. Прозу представляют историч. и романтич.
повести И. Гурбана (1817-88), Я. Калинчака (1822-71). Тенденции просветит.
реализма развивались в драматургии и сатирич. прозе И. Заборского (1812-76).


Утверждение реализма начинается
в 80-е гг. 19 в. Важную роль в этом процессе сыграли крепнущие связи с
рус. лит-рой. В многожанровом творчестве П. Гвездослава (1849-1921) поэзия
освобождается от романтич. патетики и аллегоризма, не утрачивая гражд.
звучания. В прозе, ещё отмеченной чертами романтизма, ставились нац.-освободит.
и морально-нравств. проблемы (С. Ваянский, 1847-1916, и др.). Жизни крестьянства
посвящены рассказы и повести М. Кукучина (1860-1928). Утверждению реализма
сопутствовало развитие лит. критики (Ваянский, И. Шкультеты, 1853-1947,
Ф. Вотруба, 1880-1953), литературоведения (Я. Влчек, 1860-1930).


С 90-х гг. в творчестве писателей-реалистов
Б. Тимравы (1867-1951), Я. Есенского (1874-1945),И. Тайовского (1874-1940)
и др. усиливается социально-аналитич. анализ действительности. В нач. 20
в. возникает т. н. словацкая модерна (И. Краско, 1876-1958, И. Галл, 1885-1955,
В. Рой, 1885-1936) - сложный синтез реалистич., импрессионистских и символистских
тенденций.


После образования Чехословацкой
республики (1918) происходит бурный процесс идейно-эстетич. и проблемно-тематич.
обновления лит-ры С. Вокруг марксистского журн. "Дав" ("Dav", 1924-37)
складывается группа литераторов, ориентирующихся на революц. чеш. и сов.
лит-ры - поэты Я. Поничан (р. 1902) и Л. Новомеский (р. 1904), прозаик
П. Илемницкий (1901-49), критик Э. Урке (1903-42). Обострение социальных
противоречий и нарастание фаш. угрозы в 30-е гг. сплотили в широкий фронт
прогрессивную интеллигенцию. Развивается жанр социальнО;аналитического
(М. Урбан, р. 1904, И. Цигер-Гронский, 1896-1962, М. Разус, 1888-1937,
Г. Вамош, 1901-56, и др.) и социально-революц. романа, реалистич. сатиры
(поэзия и проза Я. Есенского, драматургия И. Стодолы, р. 1888), усиливаются
гражданские мотивы в лирике (Э. Б. Лукач, р. 1900, Ф. Краль, 1903-1955,
Я. Смрек, р. 1898, М. Галямова, р. 1908). Вершиной поэзии стал сб. Новомеского
"Святой за околицей" (1939). Важнейшим явлением социалистич. реализма в
прозе были романы П. Илемницкого "Поле невспаханное" (1932) и "Компас в
нас" (1937). Одновременно возникают неоромантич. тенденции в прозе (т.
н. лиризованная проза), сюрреалистич. течения в поэзии ("надреализм").
В период существования марионеточного Словацкого гос-ва (1939-45) в лит-ре
наряду с нелегальными антифашистскими произв. (стихи Есенского, Смрека,
Краля) как средство выражения нар. сопротивления бытует "зашифрованная"
лит-ра аналогий и аллегорий (Поничан, Л. Ондрейов, 1901-62, Д. Хробак,
1907-51, Ф. Швантнер, 1912-50). Прозрачный антивоен. смысл обретает и поэзия
"надреалистов" Р. Фабры (р. 1915), В. Рейсела (р. 1910), П. Бунчака (р.
1915) и др. Тра-гич. мотивами пронизана лирика П. Го-рова (р. 1914), В.
Беньяка (1894-1973).


С установлением народно-демократич.
строя, в ходе социалистич. строительства словацкая лит-pa, преодолевая
трудности роста, стремилась к более полному и активному отображению жизни.
Тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением
качеств. перемен в сознании народа - трилогии В. Минача (р. 1922) "Поколение"
(1958-61), Р. Яшика (1919-60,) "Мёртвые не поют" (1961), романы И. Горака
(1907-74), Ф. Гечко (1905-60), А. Беднара (р. 1914). Завоевания социалистич.
поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки (р. 1907), Я. Костры (р.
1910), Ш. Жары (р. 1918), В. Мигалика (р. 1926), М. Валека (р. 1927) и
др. В 60-е гг. выдвигаются М. Ковач (р. 1934), И. Мигалкович (р. 1935),
прозаики И. Кот (р. 1936), В. Шикула (р. 1936), П. Ярош (р. 1940). Творческий
подъём переживает драматургия [Я. Буковчан (1921-75), Я. Солович (р. 1934),
О. Заградник (р. 1932) и др.], критика и литературоведение. Осн. исследовательский
центр - Ин-т литературоведения Словацкой АН в Братиславе (осн. 1953). И.
Л. Богданова, Ю. В. Богданов.




Архитектура и изобразительное
искусство. На терр. С. сохранились памятники первобытного иск-ва: палеолитич.
женские фигурки, линейно-ленточная керамика неолита, укреплённое поселение
на холме в Мадьаровце бронз. века, предметы лужицкой и гальштатской культур,
изделия фракийцев, скифов, кельтов, германцев, древних славян и др. племён.
В 1-2 вв. у Девина и Ижи возникли др.-рим. крепости. К 4 в. относятся богатые
погребения с бронз. утварью, золотыми и серебряными изделиями. Первые памятники
словацкой архитектуры - церкви и замки романского стиля, развивавшегося
в С. в 11 -13 вв. (базилика св. Эмерама в Нитре, 1200, в апсиде остатки
древнейшей словацкой церкви, 833; двухъярусная капелла-ротонда в Скалице
и прямоугольная од-нонефная капелла в Дражовце - обе 12 в.; трёхнефная
базилика с 2-башенным фасадом в Дьяковце, 1228). Величеств. замки в Тренчине,
Нитре, Ораве и братиславский Град позже сильно перестроены. Дошли немногие
романские памятники архит. резьбы (портал церкви св. Ильи под Ситном, 1254)
и росписи (фреска "Христос в славе", после 1228, в церкви в Дьяковце).
Готика началась в С. с запозданием и приходится на 14-16 вв. В это время
росли города с укреплениями, замком и ратушной площадью, с элементами регулярного
плана (Бардеёв, Тренчин); в 14 в. возникли регулярные кварталы и прямоугольная
площадь в Левоче. Замки превращались в развитые комплексы, имевшие жилые
покои, дворы с галереями, капеллы (Стречно, 14-15 вв., Зволен, 1361). Для
словацкой готики характерны скромные зальные храмы - трёхнефные (собор
св. Якуба в Левоче, 14-15 вв.), также двухнефные и однонефные,-вытеснившие
традиционные базилики. Среди лучших памятников готики собор св. Елизаветы
в Кошице (1382-1499), собор св. Мартина в Братиславе (14-15 вв.), капелла
Запольских в Спишска-Капитуле (1488-93), Старая ратуша в Братиславе (13-15
вв.). Живопись, свидетельствующая о связях с итал., чеш., венг., нем. культурой,
представлена фресками ("Роберт Анжуйский со свитой", 1317, в церкви св.
Мартина в Спишска-Капитуле; "Жизнь св. Доротеи", ок. 1420, в соборе св.
Якуба в Левоче) и многочисл. алтарями (в церкви св. Елизаветы в Кошице,
1477, и др.). Особенно богата С. резными деревянными алтарями, среди к-рых
выделяется алтарь Павла Левочского (1508-15, собор св. Якуба в Левоче),
реализм и гармоничность образов к-рого говорят о переходе к Возрождению.
Памятники его в С.- жилые дома 16-17 вв. с аттиками, порталами, дворовыми
галереями, росписями сграффито в Прешове, Левоче, Банска-Бистрице, ратуши
(в Бардеёве, 1508-09, Левоче, 1550-1615), гор. звонницы (в Кежмароке, 1525-86),
живопись мастера "MS", надгробная и декоративная скульптура, изделия из
металла. В 17 в. начало распространяться барокко, во многом связанное с
австр. иск-вом (Университетская церковь в Трнаве, 1637-1700, арх. П. Спеццо;
церковь св. Альжбеты в Братиславе, 1739-42, арх. А. Пильграм; портреты
Я. Купецкого, росписи Ф. А. Маульберча, Я. Л. Краккера, П. Трогера, скульптура
Г. Р. Доннера); нарядны дворцы и обществ. здания в стилях барокко и раннего
классицизма (дворец примаса в Братиславе, 1778-81, арх. М. Хефеле; ратуша
в Кошице, 1756). В 19 в. начался интенсивный рост городов. Классицизм надолго
укореняется в усадебном, гор. и сел. стр-ве. В середине века распространилось
подражание ист. стилям (дом Матицы словацкой в Мартине, 1864, арх. Я. Бобула),
на рубеже 19-20 вв. к традициям нар. зодчества обращался Д. Юркович. В
1-й пол. 19 в. с усилением борьбы за нац. культуру появились словацкие
живописцы, изображавшие людей родной страны (портретисты И. Чаусиг, Я.
Ромбауэр), её природу (пейзажист К. Л. Либай). В сер. 19 в. живописцы И.
Б. Клеменс и П. Богунь создали образы борцов за свободу, деятелей культуры
С. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложились развитый бытовой жанр, посвящённый
нар. жизни (В. Климкович, Д. Скутецкий, И. Ганула), нац.-романтич. пейзаж
(Л. Чордак, К. М. Леготский), реалистическая скульптура (Я. Коньярек, Ф.
Упрка). В 20 в. частично реконструируются города, наряду со стилем "модерн"
и неоклассикой с сер. 1920-х гг. в архитектуре утверждаются прогрессивные
рационалистич. методы (Э. Беллуш). Новаторское своеобразное иск-во живописцев
20 в. М. Бенки, Г. Маллого, Л. Фуллы, М. Базовского, Я. Алекси,
скульпторов Ф. Гибалы, И. Костки, Ф. Штефунко опиралось на глубокое знание
нар. жизни и природы словацкого края, на нац. фольклор. Интерес к нар.
жизни определил осн. направленность живописи и графики М. Галанды и Ц.
Майерника, связанных с чеш. авангардизмом. Идеи рабочего движения отразила
социальная графика К. Сокола. В ССР развернулось пром. и гор. стр-во, изменившее
облик страны. Построены новые города, пром. комплексы, посёлки, гор. р-ны,
где разнообразно применены смешанная застройка, контрасты высоты и протяжённости
зданий, свободная компоновка групп домов, комплексное благоустройство территорий
(ул. Февральской победы, 1957-64, арх. Ш. Светко и др.; Подгради, 1965-66,
арх. А. Даржичек; Ружинов, с 1959, арх. Д. Кедро и др.- все в Братиславе).
Среди построек - студенч. общежитие в Нит-ре (1962, арх. М. Шавлик, Ф.
Сеяк), новый корпус Высшего технич. уч-ща (1964, арх. М. Куси), зимний
стадион (1963, арх. И. Хованец, И. Поштулка), мост через Дунай (1972) в
Братиславе, памятник Словацкому нац. восстанию в Банска-Бистрице (1970,
арх. Д. Кузма и др.). Быт и история словацкого народа, его борьба с фаш.
захватчиками и трудовые успехи получили отражение в картинах М. Бенки,
Л. Фуллы, Л. Гудерны, Я. Мудроха, М. Медвецки, в монументальной и станковой
скульптуре И. Костки, Р. Прибиша, Т. Бартфая, Я. Кулиха, А. Тризуляка.
Ряд произведений посвящён дружбе народов, окрепшей в революц. и антифашистской
борьбе. Среди мастеров станковой и книжной графики -О. Дубай, В. Гложник,
А. Бруновский, В. Бомбова, А. Климо, Ю. Сабо, Р. Дубравец; в декоративном
иск-ве выделяются ковры по эскизам Л. Фуллы, Я. Алекси. Развивается монументальная
живопись (Ф. Гайдош, М. Шимурда, Л. Гандль). Нар. зодчество С.-срубные
или кам. дома, деревянные церкви (в Трнове, 15-16 вв., в Бодружале, начата
в 1658) - имеет общие черты с чеш., венг. и зап.-украинским.


Развиты нар. ремёсла - резьба
по дереву, роспись крест. домов (иногда на фасадах - с. Чичмани), керамика
(т. н. габанская школа в 17 в., мастер Ф. Костка в 20 в.), вышивка и др.


Илл. см. на вклейке, табл.
XXIX, XXX (стр. 544-545).



Музыка. Муз. фольклор
богат песенными жанрами - баллады, лирич., эпич., бытовые, обрядовые песни,
отличающиеся развитой мелодикой (особенно т. н. травницы), ритмическим
разнообразием; они преим. одноголосны, диатоничны (см. Диатоника), в
основе - разные тетрахорды; возникшие позднее пастушеские песни
основаны на пентахордах (чаще мажорных). Музыка различных р-нов
отличается ладовыми особенностями. С 13 в. известны разбойничьи песни ("разбойниками"
наз. борцов за права народа; любимый герой - Яношик), с 14 в.- духовные
(распространились в 15 в. под влиянием гуситов - см. Гуситские песни).
В
16 в. возникли историч. песни, отразившие события тур. войн и габсбургского
владычества, в 18 в. - песни куруцев, в 19 в.- т. н. нововенг. песня,
в создании к-рой участвовали и музыканты С. Среди танцев - фришкий (быстрый,
2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский, мужской сольный, сходный
с казачком и коломыйкой); в числе инструментов - фуяра, пастушеские
дудки, гайда (волынка). Первые публикации текстов нар. песен (20-е гг.
19 в.) принадлежат филологу и историку П. И. Шафарику и поэту Я. Коллару.
Собиратели муз. фольклора - Л. Ванса, Я. Кадавы и др., а также Б. Барток.
Известно собрание "Словацкие песни" (составители и редакторы Я. Кадавы,
К. Руппельдт, Я. Меличко и М. Руппельдт, 1880-1906; 2-е изд. ред. Л. Галько,
1972-73). В 15 в. в С. проникает многоголосная культовая музыка, к-рая
стимулирует развитие отечеств. творчества (Т. Линтнер, Ю. Бановский). В
17 в. в проф. музыке проявляются элементы итал. и нем. муз. барокко
(С.
Каприкорнус-Боксхорн, Я. Куссер, И. Шимбрацкий и др.). В нач. 18 в. развиваются
барочные духовные и светские вокальные жанры (кантаты и арии Я. Францисци,
А. Шкултетого, Ф. Будинского), во 2-й пол. 18 в.-францисканская пастораль,
связанная с нар. песней (П. Баян, Э. Пасха). Центры муз. жизни - Братислава,
Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края (Левоча, Кежмарок, Бардеёв).
Первые оперные спектакли (влияние австр. и чеш. классицизма) ставились
в Братиславе при королевском дворе (с 1648) и в театре (с 1776); в аристократич.
салонах выступали крупнейшие иностр. мастера. Развитие нац. муз. иск-ва
тормозилось многовековым двойным гнётом -австрийским и венгерским. Нац.
муз. возрождение началось с 30-х гг. 19 в. Основоположник нац. школы -
Я. Л. Белла (опера "Кузнец Виланд", кантата "Свадьба Яношика", симф., камерные
соч., песни и др.); его современники - Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмеры,
М. Лацьяк, в хоровых и фп. соч. воплощавшие идеи "будителей".
Создатели
нац. романтич. песни, камерных и симф. произв.- В. Фигуш-Бистри (опера
"Детван"), М. Мойзес, М. Шнайдер-Трнавский, Ф. Кафенда. Развитию хоровой
музыки во 2-й пол. 19 в. способствовали хоровые общества в Братиславе -
певческое об-во (1857), Хоровой кружок (1872), а также рабочие хоровые
кружки -"Типографский союз" (1872), "Свободная песня" (1893) и др.


После образования Чехословацкой
республики (1918) возникли мн. муз. организации, коллективы, уч. заведения.
В Братиславе созданы смешанный хор "Зора" (1919), оперная труппа Словацкого
нац. театра (1920), Академич. хоровое об-во и Хор словацких учителей (оба
- 1921), инструм. ансамбль Радио (1928; на его основе позднее организован
симф. оркестр), Муз. школа (1919), преобразованная в Музыкальную и драматич.
академию (1928), позднее - в консерваторию (1941). Нек-рые композиторы
в 1939-45 участвовали в Движении Сопротивления, среди них Я. Циккер, И.
Кресанек, Т. Андрашован.


После образования нар.-демократич.
республики, в результате демократизации муз. культуры, созданы мн. муз.
учреждения: Восточнословацкий нац. театр в Кошице (1945), Словацкая филармония
с симф. оркестром и смешанным хором (1949), Братиславский (позднее Словацкий)
квартет (1945) и др. хоры и ансамбли, в т. ч. ансамбль нар. песни и танца
"Лучница" (1948), СЛУК (1949), Армейский художеств. ансамбль (1951), Смешанный
хор Чехосл. радио (с 1957 филармонич.), Словацкий камерный оркестр (1960)
- в Братиславе, оперная труппа в театре им. И. Тайовского - в Банска-Бистрице
(1959). В Братиславе организованы Высшая школа изящных иск-в (1949), кафедра
музыковедения на филос. ф-те ун-та им. Я. А. Коменского, Ин-т музыковедения
при Словацкой АН (1951, позднее Ин-т иск-в), Союз словацких композиторов
(1955). Издаются: журн. "Slovenska hudba" (1957-71), газ. "Hudobny zi-vot"
(с 1966). Среди совр. музыкантов: композиторы - Э. Сухонь, Я. Циккер, А.
Мойзес (выдвинулись с 1930-х гг.), Д. Кардош, А. Оченаш, Я. Циммер, М.
Новак, 3. Микула, И. Зельенка, М. Базлик, Т. Сальва и др.; дирижёры -Л.
Словак, Л. Райтер, Б. Режуха, О. Ле-нард; пианисты- М. Карин, К. Гавлико-ва,
Р. и С. Мацудзиньские, П. Топерцер; скрипачи - А. Можи, Т. Гашпарек, П.
Михалица, Е. Шпиткова; певцы и певицы - М. Чесанёва, Я. Благо, ТТТ Гоза,
О. Малаховский, П. Дворский, Л. Ба-рицова, Э. Китнарова, Г. Бенячкова;
музыковеды - Э. Заварский, И. Шамко, И. Кресанек, 3. Новачек, Л. Мокры,
Л. Бурлас и др. В. Н. Егорова.



Театр. Первое упоминание
о театральных представлениях относится к 1439, когда в Братиславе школьниками
было разыграно пасхальное действо. В 17-18 вв. получил распространение
нар. театр: пасхальные и рождественские игры ("Игра о св. Дороте" и др.).
В 1830 силами любительского кружка в Липтовски-Микулаше было дано первое
публичное представление на словацком яз. комедии "Коцурково, или Как бы
нам в дураках не остаться" Я. Халупки. Это послужило началом возникновения
любительских кружков в небольших городах. Их деятельность способствовала
становлению проф. театр. иск-ва С., развитию нац. драматургии. Репертуар
состоял из комедий Халупки -"Всё наоборот", "Трясогузка", "Старик Плеснивец"
и др.; Я. Паларика - "Инкогнито", "Жестянщик", "Смирение, или Приключение
при дожинках", чеш. пьес и переводов мировой классич. драматургии. В 1890
в Мартине на средства народа был выстроен Нац. дом, на сцене к-рого под
рук. А. Галаши регулярно устраивались любительские спектакли.


Новый этап развития словацкого
театра начался после образования Чехословацкой республики (1918). В 1920
в Братиславе был создан первый проф. театр -Словацкий нац. театр. Его основателями
были Я. Бородач, А. Багар, Г. Келло, О. Орсагова, Г. Меличкова. До 1932
спектакли шли на чеш. яз., и только с 1932 параллельно с чешской организовалась
словацкая труппа. Лучшие спектакли 1932-39-х гг.: "Женский закон" и "Кутерьма"
И. Тайовского, "Приключение при дожинках" Паларика, "Подкидыш" В. Заборского,
"Ирод и Иродиада" П. Гвездослава. Ведущими режиссёрами были Бородач, Багар,
Я. Ямницкий. Интерес к сов. театру проявился в постановках Бородачом пьес
сов. драматургов: "Фабрика молодости" А. Н. Толстого (1931), "Страх" (1933)
и "Портрет" (1935) А. Н. Афиногенова, "На дне" (1932), "Егор Булычев" (1934)
М. Горького, "Дорога цветов" В. П. Катаева (1936).


В период существования созданного
гитлеровцами фаш. Словацкого "государства" (1939-45) деятели словацкого
театра в постановках "Вильгельма Теля" Ф. Шиллера, "Танца над плачем" П.
Звона стремились выразить активный протест народа против фаш. режима. В
1944 в Мартине открылся Камерный театр, к-рый с первых дней Словацкого
нац. восстания (авг.- окт. 1944) был фронтовым, а после освобождения страны
(1945) получил назв. Театра им. Словацкого нац. восстания.


В социалистич. Чехословакии
словацкий театр всесторонне развивается. Ведущим коллективом остаётся Словацкий
нац. театр в Братиславе. Он имеет три труппы с единым руководством - драматическую,
оперную, балетную и три театр. здания (Национальный театр, Театр им. Гвездослава
и Малая сцена). Лучшие спектакли драматич. труппы: "Семья" И. Ф. Попова
(1951), "Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы" И. К. Тыла (1957), "Оптимистическая
трагедия" В. В. Вишневского (1957), "Инкогнито" Паларика (1959), "Иванов"
А. П. Чехова (1961), "Иркутская история" А. Н. Арбузова (1960), "Спокойной
ночи, лисицы" И. Русняка (1964), "Подкидыш" И. Заборского (1966), "Васса
Железнова" М. Горького (1967), "Наши удальцы" Л. Строупежницкого (1970),
"Разлука в июле" А. В. Вампилова (1972), "Соло для часов с боем" О. Заградника
(1972), "Меридиан" Соловича (1974). Ведущие режиссёры театра - И. Будский,
П. Гаспра, П. Микулик, Т. Раковский, К. Захар, гл. художник - Л. Виходил.
Ведущие актёры -О. Бородачева, М. Преховская, М. Краловичева, 3. Груберова,
В. Стрнискова, В. Турзонова, Е. Вашариова, М. Губа, В. Заборский, Ю. Пантик,
Л. Худик, Ф. Дибарбора, М. Грегор, Ю. Пашка, Е. Романчик, И. Кронер, Ш.
Мистрик, Л. Хаверл и др. ВС. 16 театральных коллективов, среди них: Новая
сцена (Братислава), театры им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Гос.
театр (Кошице), Театр им. Заборского (Прешов). Имеются также Украинский
нац. театр в Прешове, Венг. областной театр в Ко-марно. Подготовку кадров
осуществляет Высшая театральная школа в Братиславе.


Театральные деятели входят
в состав Союза творческих работников театра, кино и телевидения С. Статьи
о театре и сценич. иск-ве публикуются в журн. "Словенске дивадло" (издаётся
с 1952). Л. П. Солнцева.


Лит.: История Чехословакии,
т. 1 - 3, М., 1956-60; Dejiny Slovenska, dl 1-2, Brat., 1961 - 68; Slovaci
a ich narodny vyvin, Brat., 1966; Slovensko. Dejiny, Brat., 1971; Slovensko.
L'ud, Brat., 1974; Чешско-русгкие и словацко-русские литературные отношения,
М., 1968; История словацкой литературы, М., 1970; Dejiny slovenskej literatury,
d. 1 - 3, Brat., 1958-65; Chrobak p., С e p a n O., Rukovat, dejin slovenskej
literatury, 3 vyd., Brat., 1949; Т о m с i k M., Slovenska literatiira
20 storocia, Praha, 1966; R i z n e r L., Bihliografia pisomnictva slovenskeho
na sposob slovnika od najstarasich cias do konca r. 1900, d. 1-6, Turc.
sv. Martin, 1929 - 34; S m a t 1 a k S., 150 rokov slovenskej lyriky,
Brat., 1971; Slovenska a ruska literatura. Vzt'ahy a suvislosti, Brat.,
1973; Чехословацкое изобразительное искусство XIX и XX веков, Прага, 1953;
Маца И. Л., Архитектура Чехословакии. Исторический очерк, М., 1959; Wagner
V., Vyvin vytvarneho umenia na Slovensku, Brat., 1948; P a v e 1 J., Dejiny
naseho umeni, 2 vyd., Praha, 1947; Nova tvar Slovenska, Brat., 1970; Kusy
M., Architektura na Slovensku, 1918-1945, Brat., 1971; Bokesova Z., Stovenska
hudba. Brat., 1947; H u d e с К., Vyvin hudobnej kultury na slovensku,
Brat., 1949; N о v а с e k Z., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Mokry
L., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Ceskoslovenska vlastiveda, dil
9, Umeni, sv. 3, Hudba, Praha, 1971; Солнцева Л., По театрам Чехословакии.
М., 1958, с. 92-116; е ё ж е, Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с.
21-49; её же, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского
театра, т. 6, М., 1974; Pamatnica slovenskeho narodneho divadla, Brat.,
1960; С h m e 1 k о А., Divadlo na Vychodnom Slovensku, Kosice, 1971; Slovenske
divadla v sezone 1971-1972, Brat., 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я