СКОТТ

СКОТТ (Scott) Вальтер
(15.8.1771, Эдинбург,-21.9.1832, Абботсфорд), английский писатель. Сын
состоятельного шотл. юриста. В 1792 выдержал в Эдинбургском ун-те экзамен
на звание адвоката, с 1799 шериф графства Селкерк, с 1806 секретарь суда.
Первое оригинальное произв.- романтич. баллада "Иванов вечер" (1800, рус.
пер. В. А. Жуковского под назв. "Замок Смалыольм"). С 1800 занялся собиранием
шотл. нар. баллад (сб. "Песни шотландской границы", т. 1-3, 1802-03). Сотрудничал
в журн. "Эдинбург ревью" ("Edinburgh review") и "Куотерли ревью" ("Quarterly
review"). Романтич. поэмы 1805-17 принесли ему славу выдающегося поэта,
сделали популярным жанр лиро-эпич. поэмы, сочетавшей драматич. фабулу с
красочными пейзажами и лирич. песнями в стиле баллад: "Песнь последнего
менестреля" (1805, рус. пер. 1822), "Мармион" (1808, рус. пер. 1828), "Дева
озера" (1810, рус. пер. 1828), "Рокби" (1813, рус. пер. 1823) и др. С.-
создатель жанра историч. романа; первый из них -"Уэверли" (1814, рус. пер.
1827) - появился анонимно (след. романы вплоть до 1827 выходили как соч.
"автора „Уэверли""). В центре романов С. лежат события, связанные со значит.
социально-историч. конфликтами. Выделяются "шотландские" романы С. (написанные
на материале шотл. истории)-"Пуритане" (1816, рус. пер. 1824) и "Роб Рой"
(1818, рус. пер. 1829). В первом изображено восстание 1679, направленное
против реставрированной в 1660 династии Стюартов; герой "Роб Роя" -нар.
мститель, "шотландский Робин Гуд". Нек-рые романы С. не являются историческими:
"Гай Мэннеринг" (т. 1-3, 1815, рус. пер. 1824), "Антикварий" (т. 1-3, 1816,
рус. пер. 1825-26), "Лам-мермурская невеста" (1819, рус. пер. 1827).


В. Скотт. "Квентин Дорвард".
1883. Фронтиспис.


Хотя действие в этих романах
отнесено к прошлому, они лишены масштабного историч. конфликта, сюжет обусловлен
процессами, связанными с распределением земельных владений. В романах С.
1810-х гг. преобладает реалистич. метод. По отношению, напр., к романам
"Пуритане" и "Ламмермурская невеста" можно говорить о зарождении критич.
реализма-чётко выраженная социальная основа конфликта, детерминированность
судеб людей отношениями собственности. Сюжет "Эдинбургской темницы" (1818,
рус. пер. 1825) основан на конфликте между личностью и законом.


После 1819 усиливаются противоречия
в мировоззрении писателя. Ставить остро, как прежде, вопросы классовой
борьбы С. больше не решается. Однако тематика его историч. романов заметно
расширилась. Писателя интересуют теперь эпохи, далёкие от современности.
Он создаёт романы "Айвенго" (т. 1-3, 1820, рус. пер. 1826), "Кенилворт"
(т. 1-4, 1821, рус. пер. 1823), "Квентин Дорвард" (т. 1-3, 1823, рус. пер.
1827), "Вудсток" (т. 1-3, 1826, рус. пер. 1829), "Пергская красавица" (1828,
рус. пер. 1829). В творчестве С. 20-х гг., при сохранении реалистич. основы,
порой увеличивается удельный вес романтизма (особенно в "Айвенго" - романе
из эпохи позднего средневековья). Особое место занимает роман из совр.
жизни ''Сент-Ронанские воды" (т. 1-3, 1824, рус. пер. 1828). Здесь в критич.
тонах показано обуржуазивайте дворянства, даны сатирич. зарисовки титулованной
знати. Жанровые принципы нравоописат. романа дают о себе знать в таких
произв. С., как "Пират" (т. 1-3, 1822, рус. пер. 1829) и "Приключения Найджела"
(т. 1-3, 1822, рус. пер. 1829). Тема бесправного положения шотл. народа
возникает в новеллах и повестях С. 20-х гг. Тогда же опубл. ряд. соч. на
историч. и историко-лит. темы: "Жизнь Наполеона Бонапарта" (т. 1-9, 1827,
рус. пер., ч. 1-14, 1831 -1832), "История Шотландии" (т. 1-3, 1829-30,
рус. пер. 1831), "Смерть лорда Байрона" (1824, рус. пер. 1825). Кн. "Жизнеописания
романистов" (т. 1-4, 1821-24) позволяет уяснить творч. связи С. с писателями
18 в..особенно с Г. Филдингом, к-рого он называл "отцом английского романа".


Создав историч. роман, С.
установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже
семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием
обществ. жизни. Творчество С. оказало огромное влияние на европейскую и
американскую лит-ры. Исторический роман стал одним из наиболее популярных
жанров в эпоху романтизма (В. Гюго, А. Дюма-отец, А. де Виньи, Ф. Купер
и др.). О. Бальзак, П. Мериме, Ч. Диккенс, У. Теккерей повернули развитие
исторического романа в сторону реализма. Именно С. обогатил социальный
роман 19 в. принципом исторического подхода к событиям и характерам.


В России С. был хорошо известен
уже с 20-х гг. 19 в.; о нём писали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский. Творчество
С.-романиста оказало влияние на историческую прозу рус. писателей, в т.
ч. Пушкина, Н. В. Гоголя и др. Советское литературоведение, изучая наследие
С., внимательно исследует соотношение в нём реализма и романтизма, исходя
из глубоко современного звучания его произведений.


С о ч.: Works, v. I - 50,
Boston, 1912-13; Poetical works, Oxf., 1940; в рус. пер.-Собр. соч. [Вступ.
ст. Б. Г. Реизова], т. 1 -20, М. -Л., 1960-65.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 482; т. 2, М., 1967, с. 556, 564;
Р е и з о в Б. Г., Творчество Вальтера Скотта, М.- Л., 1965; Бельский А.
А., Английский роман 1800-1810 гг., Пермь, 1968; его же.Английский роман
1820-х гг., Пермь, 1975; Вальтер Скотт. Биобиблиографический указатель,
М., 1958; Н i I I h о u s e J., The Wayerley novels and their critics,
L., 1936; Johnson E., Sir Walter Scott..., [L., 1970]; Scott bicentenary
essays..., Edinburgh -L., 1973; С о r so n I. C., A bibliography of Sir
Walter Scott, L. -Edinburgh, 1943.

А. А. Бельский.


В. Скотт. Д. Скотт. Р. Ф.
Скотт.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я