СКОВОРОДА

СКОВОРОДА Григорий
Саввич [22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ., - 29.10(9.11).
1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], украинский философ,
поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-53 (по др. данным,
1747 - 1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении
преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с.
Каврай. С 1759 ок. десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины
в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего
философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях.


Г. С. Сковорода.


С. был тесно связан с традициями
демократич. укр. культуры, из к-рой черпал образцы нар. антиклерикальной
сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич, отношение не только
к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального
довольства и преуспевания.


Филос. учение С., изложенное
в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или
вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символич." реальности,
связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее
совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из
"двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В
обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн.
проблема человеческого существования, к-рая решается в подвиге самопознания,
в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается
не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное
условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая
"материю", что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму.
При
постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое
внимание к античному филос. наследию (прежде всего, традиции платонизма).
Этич. пафос, воспринятый из ветхо-и новозаветных книг, сочетается с пропагандой
принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле
филос. сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами
сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символич.
метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский).
Видимо,
через Оригена С. воспринял и антич. представление о безначальности и бесконечности
тварного мира.


Социальные и пед. взгляды
С. основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого
человека к определённому виду деятельности, физич. или духовной, выявляется
через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится
воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отд. личности
можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий
человек способен к творч. усилию самопознания, возникает проблема социальной
педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую "родовспомогательницу":
задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат а неназойливая,
деликатная помощь уче нику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".


С. принадлежит сб. стихотворений
"Сад божественных песней", в к-ром преобладают традиции староукраинской
песенной лирики, сб. басен в прозе. Лит. манере С. свойственны экспрессивность
образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие
метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогич.,
"многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой
популярности соч. и личности странствующего философа. Критич. мотивы стихотворений
и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем
укр. лит-рой.


Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне
зiбрання твоpiu, т. 1-2, К., 1973; Соч., т. 1-2, М., 1973. Лит.: Э
р н В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Б а г а л i и Д., Украшський мандрований
фiлософ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорий Сковорода, К.,
1960; Р е д ь к о М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович
Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. I., Г. Сковорода. Бiобiблiографiя,
Хар., 1968; Нiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi
iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода,
М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Л о щ и ц Ю. М.,
Сковорода, М., 1972.

Ю. М. Лощиц.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я