СКИННЕР

СКИННЕР (Skinner)
Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, шт. Пенсильвания, США), американский
психолог, лидер совр. бихевиоризма. Проф. 1939) в ун-тах
Миннесоты, Индианы и Гарварда. Чл. Нац. АН США. Выступил против необихевиоризма,
считая,
что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных
связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул
концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно к-рой
организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет
их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. На этом основании
С. выделил особую группу условных рефлексов - оперантных, считая её принципиально
отличной от классич. условных рефлексов, открытых И. П. Павловым. Развитие
экспериментальной психологии показало ошибочность такого противопоставления.


С. изучал оперантное поведение
первоначально на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов
(в частности, т. н. "скиннеровский ящик", в к-ром подопытное животное получало
подкрепление только после того, как производило к.-л. операцию, напр. нажимало
на рычаг). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных
и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию
и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в
трактовке к-рого у С. сильны элементы механицизма.


С. выступал с утопич. проектами
переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении
человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны
прогрессивных учёных в разных странах, в т. ч. в США.


Соч.: The behavior of organisms,
N. Y., [1938]; Walden two, N. Y., 1948; Science and human behavior, N.
Y., [1953]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; The technology of teaching,
N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom
and dignity, N. Y., 1971; Answers for my critics, в кн.: Wheeler H. (ed.),
Beyond the punitive society, S. F., 1973.


Лит.: Леонтьев А.Н.,
Гальперин П. Я., Психологические проблемы программированного обучения,
в сб.: Новые исследования в педагогических науках, М., 1965;Тихомиров О.
К., Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969; ЯрошевскийМ.
Г., Психология в XX столетии, М., 1971. М. Г. Ярошевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я