СКЕРЦО

СКЕРЦО (итал. scherzo,
букв.- шутка), 1) в 16-17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных
и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера.
2) Инструм. пьеса, близкая к каприччо. Нередко включалась в инструм.
сюиту, а с кон. 18 в. вошла в сонатно-симфонич. цикл - симфонию, сонату,
квартет и т. п., иногда концерт, в к-рых заняла место прежнего менуэта
- как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер 3/4 или
3/быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного.
Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора - от весёлой
шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной
форме с трио более спокойного характера. Классич. тип С. утверждён
Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонич.
цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский,
А. П. Бородин в рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д.
Шостакович -в советской. В эпоху муз. романтизма С. вновь возродилось и
в виде самостоятельной муз. пьесы. В числе авторов таких С. для фп.- Р.
Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для
оркестра - Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я