СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ (франц.
scepticisme, от греч. skeptikos, букв.- рассматривающий, исследующий),
филос. позиция, в основе к-рой лежит сомнение в существовании к.-л. надёжного
критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что, в наших
знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание
в принципе недостижимо, есть агностицизм.


Акцентируя относительность
человеческого познания, С. сыграл положит. роль в борьбе с различными формами
догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался
не в состоянии разрешить их.


Вскрывая неполноту и несовершенство
наших знаний, их связь с историч. условиями процесса познания, С. абсолютизирует
эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного
объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончат. суждений,
С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически.
Историч. роль С. в идейной борьбе и обществ. жизни была различной в зависимости
от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.


В др.-греч. философии С.
был представлен особой школой, в развитии к-рой различают три периода:
ранний С., основателем к-рого был Пиррон, С., развивавшийся в Академии
платоновской
при её руководителях Аркесилае и Карнеаде; поздний С.,
представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком и др. Тщетность
попыток найти критерий истинности как чувств. познания, так и мышления,
подчёркивание различий моральных норм у разных народов, разнообразие религ.
верований, выяснение того, как различные теории опровергают друг друга,
мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к
порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо
к бесконечному регрессу, доводы, свидетельствующие, что существование причинности
недоказуемо,- таковы важнейшие аргументы ("тропы"), к-рыми антич. скептики
обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания
от суждения. Но необходимость действовать, принимая определённые решения,
заставляет антич. С. признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины,
но есть критерий практич. поведения. Этот критерий должен основываться
на "разумной вероятности" (Аркесилай). Антич. С. призывает следовать тому,
к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т.
п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью
(в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению
и мышлению, антич. С. отдаёт предпочтение чувств. знанию, вплотную подходя
к эмпиризму и опытной науке. Опытной наукой - медициной - занимаются последние
представители антич. С.: Менодот, Феод, Секст и Сатурнин.


В 16-18 вв. С. именовалась
всякая критика религии и догматич. метафизики вообще; С. становится синонимом
свободомыслия.
Его
отправной пункт - восстание против власти авторитетов и догматизма общепринятых
мнений, требование свободы мысли, призыв ничего не принимать на веру. Наиболее
полно и ярко скептич. идеи были выражены в сочинениях франц. мыслителей
М. Монтеня, П. Беиля и др. Эти идеи явились исходным пунктом
филос. развития П. Гассенди, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро.


Иную форму С. получил в субъективно-идеалистич.
философии Д. Юма, к-рый поставил под вопрос само существование объективного
мира. В дальнейшем развитии бурж. философии большую роль играет агностицизм,
а С. встречается лишь в виде тенденции ("фикционализм" X. Файхингера и
др.).


Лит.: Рихтер Р., Скептицизм
в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Ш п е т Г. Г., Скептик и его
душа, М., 1919; Б о-гуславский В. М., У истоков фран-


цузского атеизма и материализма,
М., 1964) Coedeckemeyer A., Die Geschichte des Griechischen Skeptizismus,
Lpz., 1905; Patrick М. М., The Greek sceptics, N. Y., 1929; Robin L., Pyrrhon
et le scepticisme grec, P., 1944; Be van E. R., Stoics and sceptics, N.
Y., [1959]; Вгосhard V., Les sceptiques grecs. P., 1887; Stough Ch. L.,
Greek skepticism, Berk., 1969; Rod he S. E., Zweifel und Erkenntnis. Uber
das Problem des Skeptizismus und den Begriff des Absoluten, Lund - Lpz.,
[1945]; Smith T. G.., Moralische Skepsis, Freiburg, 1970. В. М. Богуславский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я