СКАУТИЗМ

СКАУТИЗМ (от англ.
scout - разведчик), одна из наиболее распространённых систем бурж. внешкольного
воспитания, являющаяся основой деятельности детских и юношеских скаутских
орг-ций. Цель С.- воспитание молодого поколения в духе верности идеалам
бурж. общества. Провозглашая официально "партийную нейтральность", скаутские
организации в действительности имеют ярко выраженную политическую, милитаристскую
и религ. направленность; стремятся отстранить юное поколение от участия
в борьбе за революционные и демократич. преобразования, изолировать его
от влияния материализма и коммунизма. С. проводит в жизнь идею "классового
мира" в капиталистич. гос-ве. Закон скаутов провозглашает каждого члена
орг-ции "другом всем", "другом и братом" любому скауту, независимо от его
принадлежности к классу или социальной группе буржуазного общества. Организации
для мальчиков - бойскаутов (boyscouts) и девочек - герлскаутов (girlscouts)
существуют раздельно, но цели и принципы их деятельности в основном одинаковы.


Возникновение С. относится
к нач. 20 в. Осн. идеи С. разработал англ. полковник Р. Баден-Поуэлл (1857-1941)
в книгах "Инструкции для скаутов" (1898), "Искусство скаутов для молодых",
"Скаутинг для мальчиков", "Юный разведчик". В 1907 им осн. в Великобритании
первый лагерь для бойскаутов, где на практике были осуществлены идеи скаутской
системы воспитания подростков в процессе развлекат. игр, физич. упражнений
и соревнований, бесед о воен. жизни и подвигах разведчиков. В кон. 1907
в Великобритании было ок. 60 тыс. скаутов; в 1909-10 созданы группы девочек-разведчиц
- герлскауты; в 1910 скаутские организации признаны специальной королевской
хартией. В 1921 организации скаутов действовали в 63 странах - Великобритании,
Германии, США, Италии, Франции, Швеции, Индии и др. В России первые отряды
скаутов созданы в Царском Селе (ныне г. Пушкин) в 1909. В 1914 по указу
Николая II учреждено об-во "Русский скаут" в целях воспитания молодёжи
в духе великодержавного шовинизма и милитаризма, преданности монархич.
строю. В 1917 в России насчитывалось 50 тыс. скаутов. В годы Гражд. войны
1918-20 большинство скаутмастеров (руководителей скаутских отрядов) и мн.
скауты сражались в армиях белогвардейцев и интервентов. Комсомол последовательно
боролся со С. На 2, 3 и 4-м съездах комсомола (1918-20) приняты решения
о роспуске скаутских групп, выработан курс на создание дет. организации
нового, коммунистич. типа. Н. К. Крупская в работе "РКСМ и бой-скаутизм"
(1922), полностью отвергнув цель и принципы скаутской системы воспитания,
указала на целесообразность использования в практике работы коммунистич.
орг-ций нек-рых форм работы скаутов, отвечающих возрастным интересам подростков
(игра, спорт, туризм, обучение практич. навыкам). Часть "левых" скаутмастеров
порвала со С. и участвовала в работе комсомола по созданию пионерской орг-ции.
Во Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина были разработаны
принципиально новые содержание, формы и методы работы с детьми, основанные
на идеях коммунистич. воспитания. Рост юношеских и детских коммунистич.
орг-ций в 20-30-е гг. в СССР и ряде др. гос-в, создание пионерских и детских
демократических организаций
в социалистических и многих капи-талистич.
странах после 2-й мировой войны 1939-45, становление детского и молодёжного
демократич. движения в странах Африки, Азии, Лат. Америки в ходе национально-освободит.
борьбы существенно сократили сферу влияния С. Скаутские орг-ции объединяют
детей и молодёжь в возрасте от 8 до 18 лет. Закон, клятва и девиз скаутов
отражают существо бурж. морали, требуя от членов орг-ции беспрекословного
повиновения своим руководителям, родителям, гос-ву, церкви. В бойскаутских
группах осн. внимание уделяется физич. упражнениям, туризму, военизированным
играм, занятиям техникой, обучению навыкам самообслуживания. Гёрлскаутские
орг-ции прививают девочкам навыки будущих домашних хозяек и матерей; их
учат готовить пищу, расчётливо вести домашнее х-во, ухаживать за детьми,
больными и т. д. Бойскаутская и гёрлскаутская программы предусматривают
неск. стадий - "рангов продвижения", разработанных с учётом возраста и
принципа индивидуальной конкуренции. Свою программу скауты осуществляют
через регулярные занятия, сборы, ежегодные лагери, экскурсии, походы, систематич.
испытания на право получения значков, шевронов за ранги продвижения.


Работой нац. скаутских союзов
руководят комитеты, в составе к-рых представители бурж. деловых кругов,
духовенства, военачальники, деятели благотворит. обществ и др. Почётными
президентами скаутских союзов обычно являются президенты капиталистич.
гос-в, члены королевских семей.


В 1972 бойскаутские орг-ции
существовали в 106 странах и насчитывали, включая взрослых руководителей,
13 млн. членов (одна из многочисл. бойскаутских орг-ций - в США, св. 6
млн.). Гёрлскаутские орг-ции действовали в 91 стране, объединяли 6,5 млн.
чл.


Контакты между бойскаутскими
орг-циями разных стран осуществляют Междунар. к-т (12 членов-представителей
нац. союзов) и его исполнит. орган - Междунар. бюро бойскаутов (штаб-квартира
- в Женеве). Штаб-квартира Междунар. к-та и Междунар. бюро герлскаутов
- в Лондоне. Междунар. бюро скаутов проводят каждый год междунар. радиоперекличку
скаутов, каждые 2-3 года - междунар. конференции руководителей нац. скаутских
союзов, имеют в разных странах междунар. лагери и центры обучения и отдыха
скаутов, издают лит-ру, методич. пособия, в т. ч. журнал "Всемирный скаутизм"
(на англ. и франц. яз.).


Программа скаутских орг-ций,
хотя и подвергается постоянной модернизации, всё меньше удовлетворяет потребности
совр. молодёжи. В капиталистич. странах молодёжь всё более проявляет интерес
к политич. событиям, стремится активно участвовать в деятельности прогрессивных
объединений, в антиимпериалистич. борьбе. Нац. скаутские союзы ряда развивающихся
стран Азии, Африки и Бл. Востока отходят от традиц. форм скаутской системы
воспитания, широко привлекая своих членов к участию в общественно полезной
деятельности в области развития экономики, культурного строительства и
здравоохранения, организуя массовые общественно-политич. кампании под лозунгами
борьбы за мир, демократию и социальный прогресс. Они стремятся установить
и расширить контакты с демократическими, юношескими и детскими орг-циями,
объединёнными в рамках Всемирной федерации демократической молодёжи.
Э. С.
Соколова, С. А. Фурин, В. С. Лебединский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я