СИРХАКПХА

СИРХАКПХА сирхак
(букв.-группировка реальных наук), течение обществ. мысли в феод. Корее
периода позднего средневековья. Возникло как критическое и реформаторское
направление, боровшееся против косности и схоластики конфуцианства путём
пропаганды истинных, или реальных, знаний (сирхак), к к-рым сторонники
этого направления относили не только точные и естеств. науки (математику,
астрономию, медицину и др.), но также историю, юриспруденцию, изучение
географии, языка, лит-ры и культуры страны. Для её блага приверженцы С.
считали необходимым заимствование и применение научно-технич. и культурных
достижений др. стран.


Зарождение С. было обусловлено
социально-экономич. переменами в разлагавшемся феод. обществе, охваченном
острыми классовыми и социальными противоречиями. Растущее недовольство
крестьян, вызванное усилением феод. гнёта, заставляло передовых (преимущественно
не связанных с высшей знатью) представителей правящего класса задуматься
над необходимостью изменения существующих порядков. Первый пропагандист
европ. науч. знаний и основоположник изучения в Корее механики и астрономии
Ли Су Гван во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. начал критику субъективизма конфуцианских
догм и призывал к объективному изучению окружающего мира. Учёные 17-18
вв. (Ли Ик и др.) в критике философских основ конфуцианства приближались
к материализму, признавая первичность вещественного начала ("ки") и вторичность
духовного ("ри"). В 18 в. Хон Дэ Ён своими идеями о вращении Земли и др.
планет опровергал конфуцианские представления о мироздании. Философскую
критику конфуцианства учёные С. дополняли осуждением сословного неравенства,
поборов и злоупотреблений чиновников, предложениями о социальных и культурных
реформах. Главной из них считалась земельно-податная. Лю Хён Вон (17 в.)
и др. учёные С. выступали за ограничение крупного землевладения, уменьшение
поборов с крестьян, подъём с. х-ва путём внедрения совершенных орудий и
методов обработки земли. Для умножения богатств страны они предлагали развивать
ремёсла и торговлю (в том числе заморскую). Такие идеологи С., как Пак
Чи Вон и Чон Як Ён (18 - нач. 19 вв.), в своём демократизме поднимались
до глубокого понимания страданий и чаяний нар. масс. Однако при крайней
слабости в стране элементов новых бурж. отношений идеи С. не смогли перерасти
в идеологию нового класса. Тем не менее они содержали насущные проблемы
дальнейшего развития страны и сыграли впоследствии существенную роль в
формировании бурж. идеологии в Корее.


Лит.: История Кореи,
т. 1, М., 1974, с. 248-49, 287 - 94; Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан
Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 205-91.
М.
Н. Пак.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я