СИНТЕЗ ИСКУССТВ

СИНТЕЗ ИСКУССТВ органичное
соединение разных искусств. или видов искусства в художественное целое,
к-рое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Понятие "С. и." подразумевает создание качественно нового художественного
явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое,
образное и композиционное единство, общность участия в художеств. организации
пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают
в иск-ве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему
многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее
эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств.
Этим определяются большие социально-воспитат. возможности С.и.


В истории иск-ва известны
разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство
постоянно
тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художеств. синтез, в к-ром
живопись и скульптура, выполняя собств. задачи, также расширяют и истолковывают
архит. образ. В этом пространств.-пластич. синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное
искусство
(средствами к-рого создаётся предметная среда, окружающая
человека), а также нередко произв. станкового иск-ва. Синтез временных
иск-в (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театр.
музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой
синтеза музыки и поэзии являются мн. произведения программной инструментальной
музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные иск-ва по
своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста),
актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в муз. театре драматич.
иск-во выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией
и т. д. Иск-во режиссёра эстетически объединяет компоненты художеств. театр.
или кинематография, произведения в новое целое.


Синтез может осуществляться
на разных уровнях: внутри вида иск-ва (напр., использование методов документального
кино - хроники, репортажа и т. д. - в игровом фильме) и между иск-вами
(напр., введение кинематография, изображения в театр. действие). Обществ.
потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает
объединение видов иск-ва в новый синтетич. вид.


Часто С. и. делает более
активной роль публики, напр. в нар. празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах,
в различных ритуальных действах (антич. дионисии), участники к-рых
являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение
между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать,
подчиняя себе другие (напр., др.-егип. архитектура подчиняет себе скульптуру
и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному
из иск-в (напр.,"архитектоничность" пластич. иск-в в классицизме, "пластичность"
в др.-греч. иск-ве, "живописность" в барокко). Как в отд. ист. эпохи, так
и в соответствии с конкретным замыслом художника виды иск-ва могут тесно
срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять
друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении
(во мн. сооружениях 20 в.).


Для эпохи первобытнообщинного
строя характерен синкретизм - первонач. нерасчленённость видов иск-ва,
к-рые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы.
Когда иск-ва начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее
своеобразие, возникает и обратное стремление -к их синтезу. Храмовый ритуал,
подчиняющий единому замыслу элементы изобразит. иск-ва, словесного творчества,
музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С.
и. начиная с культур Др. Востока. Подавляющей сверхчеловеч. массе егип.
сооружений, изобразит. символике архитектуры (колонны наподобие цветов
лотоса или Связок папируса ) греч. культура противопоставила гармонич.
соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеч.
начала. В ср.-век. храмах внутр. пространство насыщается одухотворённостью
образов живописи (мозаика, фреска, в готич. церквах витраж), становящейся
неотъемлемой частью архитектуры: художеств. и реальное пространство сливаются
в одно символич. целое, дополняемое литургич. поэзией и музыкой.


В культуре поздней готики
и особенно Возрождения, с усилением светских начал иск-ва и всё большей
индивидуализацией творчества, происходит распад органич. "соборной" универсальности
ср.-век. С. и. Складываются новые нормы синтеза, осн. на осознании самостоят.
роли каждого из иск-в. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль,
Микеланджело, Л. Бернини) в 16 - 17 вв. были с особой полнотой разработаны
общие принципы соединения иск-в в едином ансамбле. В живописи, создающей
иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архит. пространстве,
изобразит. форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно
независимого бытия, приобретает определ. черты условности, связанные с
монументальным и декоративным назначением произведения. С. и. связывается
не столько с церк. ритуалами, сколько с особыми формами светского быта
(триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли).
В иск-ве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью С. и.
становится создание художеств. жилой среды, утверждающее высокое значение
повседневного бытия.


В условиях бурж. общества
разрушаются мн. формы С. и., прежде всего архит.-художеств. синтез. Но
интерес к проблемам С. и. получает новый смысл, будучи связан с представлениями
о проникновении в жизнь художеств. начала, о гармония, развитии человека,
а в социалистич. учениях - и с представлениями о совершенном обществе.
Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые
И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтич. теориях
19 в. в проблему создания синтетич. произведений иск-ва (нем. Gesamtkunstwerk),
к-рые образуют "оазисы красоты", противостоящие бурж. практицизму и бездуховности.
С этими представлениями был связан интерес к муз. драме как совр. основе
С. и., способной заменить религ. ритуал (Р. Вагнер). Романтич. утопии духовного
обновления общества с помощью синтетич. "соборного" художеств. творчества
были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось
и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н.
Скрябина). Стиль "модерн" на рубеже 19-20 вв. предпринял попытки практического
возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической
культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители
конструктивизма,
"Баухауз'')
стремились к созданию целостной художеств . среды, активно
направляющей жизненные процессы; при этом часто анали-тич., образно-познават.
функции иск-ва отрицались, а художеств. творчество утопически рассматривалось
как гл. фактор "жизнестроения". Значит. работы в области С. и. связаны
в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов
(в т. ч. выставок всемирных), а также с оформлением празднеств,
нар. шествий, фестивалей и т. д. В театре I960-70-х гг. утвердилось стремление
к созданию синтетич. спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластич. и
пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному
воплощению духовного мира совр. человека, к яркой идейной целенаправленности
массового зрелища.


Идеи С. и. в сов. культуре
возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной
пропаганды,
нашли своё выражение в агитац. иск-ве периода Окт. революции
и Гражд. войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших обществ.
здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со
стр-вом моск. метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С сер. 20 в. в социалистич.
странах в связи с созданием новых городов, крупных обществ. зданий и комплексов,
мемориальных ансамблей С. и. получает широкое практич. воплощение (см.
Монументальное
искусство, Мемориальные сооружения).
С. и. является одним из важных
средств создания среды, отвечающей идейно-эстетич. запросам развитого социалистич.
общества.


Илл. см. на вклейках, табл.
XX, XXI (стр. 432-433).


Лит.: Вагнер Р., Избр.
статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. [Сб., М.], 1936; Эйзенштейн
С., Избр. статьи, М., 1956; Синтез искусств в архитектуре. [Сб.],.М., 1963;
ГромовЕ. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн.:
Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967; Синтез искусств и архитектура общественных
зданий. [Сб.], М., 1974; Damaz P. F., Art in European architecture, N.Y.,[1956];
его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; S e d 1m а у г
Н., Epochen und Werke, Bd 2, W.- Munch., 1960; Bildkunst und Baukun st,
В., 1970. К. А. Макаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я