СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. synthesis
- соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов,
сторон объекта в единое целое (систему), к-рое осуществляется как
в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин
"С." противопоставляется анализу, с к-рым он неразрывно связан;
С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью
и посредством другого. В совр. науке термин "С." применяется также в нек-рых
спец. значениях. Так, под С. понимают процесс рассуждения, последоват.
получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений
(в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого
к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к
антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается,
напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина "С." связано с
т. н. "синтетическими суждениями" (см. Логическая семантика).


Анализ и С. лежат не только
в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных
формах определяют поведение высших животных, а в различных технич. реализациях
используются в программах ЭВМ, искусств. самоорганизующихся систем и т.
д. Физиологич. основой поведения человека является аналитикосинтетич. деятельность
головного мозга. С. как мыслительная операция произволен от предметного
соединения частей объектов в целое н исторически формируется в процессе
общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации)
предметных
синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже,
С.
Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).


С. как познават. операция
имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятия основан
на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или
иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч.
знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной
области (на основе соответствия принципа), как объединение конкурирующих,
в определённых аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных
и волновых представлений в совр. физике), в форме построения дедуктивных
(аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод
восхождения
от абстрактного к конкретному
как способ построения теоретич. знания
о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм
С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть
С., единство его многообразных абстрактных определений.


Для совр. науки характерны
не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами
- междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании
биофизики, биохимии, эконометрики и др.), а также между осн. сферами научно-технич.
знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т.
н. интегративных наук (напр., кибернетика), в к-рых синтезируются данные
о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур
С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки,
в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм научно-технич.
знания, объединяемых в процессе познания на основе С. методологич. средств,
понятий и принципов различных областей знания.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18,
29; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии",
1958, № 2; И л ь е н к о в Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного
в "Капитале" Маркса, М., 1960; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1-2,
М., 1961-65; Г о р с к и и Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической
логики, М., 1966; Синтез современного научного знания, М., 1973; В u n
g е М., Scientific research, v. 1 - 2, В., 1967.

В. Н. Садовский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я