СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА музыка,
предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.
К С. м.
относят и сочинения, в к-рых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное
начало господствует; понятие "С. м." распространяют и на произведения для
солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры
С. м. разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произв.,
так и миниатюры. Важнейшие жанры -симфония, увертюра (самостоятельная
концертная пьеса или вступление к опере),
концерт, сюита, симфонич.
поэма, фантазия. К С. м. могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы
- симфонич. картины, интермеццо. Привлечение симфонич. оркестра - высшего,
наиболее развитого инструментального состава - определяет большие возможности
С. м. в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно
к С. м. относят произведения, возникшие до появления симфонич. оркестра
и предназначавшиеся для исполнения др. оркестровыми и ансамблево-оркестровыми
составами. Это популярные в 17 в. и 1-й пол. 18 в. старинная танцевальная
сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада,
дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к кон.
18 в., проходило параллельно с созданием новых, характерных для С. м. жанров,
и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской
школе
и в особенности венской классической школе, представителями
к-рой были И. Гайдн, В. А. Моцарт (2-я пол. 18 в.) и Л. Бетховен (конец
18 - 1-я четверть 19вв.). Основы С. м. были заложены Гайдном, в творчестве
к-рого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой
музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен. Творчество Бетховена
составляет высочайшую вершину в развитии мировой С. м. В его симфониях,
а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художеств. концепции,
нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений
Бетховена характерен особый тип муз. развития (представленный также его
квартетами, фп. сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного,
раскрывающего художеств. замысел через противопоставление контрастных тематич.
элементов и их активную разработку, т. е. такой тип развития, к-рый дал
основания виднейшему сов. муз. учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое
понятие симфонизма.


В симфонич. творчестве мн.
композиторов-романтиков - Ф. Мендельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа
и др.- большое значение приобретает муз. программность (см. Программная
музыка).
Наряду с программной симфонией культивируется и программная
увертюра (в особенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной
симфонич. поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный
мн. сочинениями К. Сен-Санса, Р. Штрауса, а также композиторов новых нац.
школ - Б. Сметаны, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В области программной
симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г. Малер.
Параллельно развивается и непрограммная С. м.


Важнейшее место С. м. занимает
в творчестве рус. композиторов: основоположника рус. классич. симфонизма
М. И. Глинки, представителей "новой русской музыкальной школы" ("Могучей
кучки") М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М.
П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время - А. К.
Глазунова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Они создали
много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах С. м. Традиции
рус. С. м. наследуют и развивают сов. композиторы, представители разл.
нац. школ. В их С. м. находит отображение новое, отвечающее сов. эпохе
содержание. Крупнейшие мастера сов. симфонич. музыки-Н. Я. Мясковский,
С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.


Лит.: Советская симфоническая
музыка. Сб. ст., М., 1955; Попова Т. В., Симфоническая музыка, М., 1963;
Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, М., 1963;
Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, 2 изд., Л.,
1967; U г i с h H. Symphonic music..., N. Y., 1952; Konzertbucb. Orchestermusik,
hrsg. von K. Schonewolf. Tl 1-2, В., 1958-60.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я