СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ [949,
Галатия (Пафлагония),-1022, Хрисополис], византийский религ. писатель и
философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской
службе, затем стал монахом. Соч. С. Н. Б. развивают тему самоуглубления,
самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религ. жизни
личности.


Авторитет церк.-иерархич.
институций отступает для него на задний план перед абс. авторитетом "духоносного"
аскета, носителя личной святости. Учение С. Н. Б. о личном отношении между
наставником ("духовным отцом") и учеником ("духовным сыном") как высшей
норме религ. жизни типологически соотносимо с доктринами исламской мистики
(см. Суфизм) о связи между "муршидом" и "мурадом"; именно в такой
цепи преемства сберегается "предание". Стихи С. Н. Б. представляют собой
важное явление в истории визант. литературы благодаря смелости, с к-рой
автор реформировал метрику и приближал поэтич. язык к живым речевым нормам.
Мис-стич. философия С. Н. Б. предвосхищала исихазм 14 в.


С о ч.: (греч. текст с франц.
пер.) Catecheses, ed. В. Krivocheine, trad, par J. Paramelle. t. 1 - 3,
P., 1963-65; Chapitres theolcgiques, gnostiques et pratiques, ed. J. Darrouzes,
P., 1958; Traites theologiques et ethiques, ed. J. Darrouzes, t. 1 - 2,
P., 1966 - 67; Hymnes, ed. J. Koder, t. 1 - 3, P., 1969 - 73; в рус. пер.-
Слова, в. 1-2, М., 1882.


Лит.: К а ж д а н
А. П., Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика
X - XI вв. Симеона, "Byzantinoslavica", 1967, v. 28, № 1; Krivocheine V.,
The writings of St. Symeon the New Theologien, "Orientalia Christiania
Periodica", 1954, v. 20. С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я