Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от
греч. syllabe - слог и tonos - ударение), одна из форм тонического стихосложения,
осн.
на регулярном чередовании сильных слогов, по к-рым распределяются ударения,
и слабых, на к-рые ударения не падают. Осн. размеры: двусложные, в к-рых
между сильными слогами находится один слабый, - хорей -

2324-3.jpg


(знаком-обозначается сильный
слог, знаком

2324-4.jpg


слабый; пример: Буря мглою
небо кроет) и ямб

2324-5.jpg


(Пора, пора, рога трубят),
и трёхсложные, в к-рых между сильными слогами располагается по два слабых,-
дактиль
-


2324-6.jpg


(Вырыта заступом яма глубокая),
амфибрахий

2324-7.jpg


(Идёт вдохновенный кудесник)
и анапест

2324-8.jpg


(За великое дело любви).
Названия размеров заимствованы из антич. метрич. стихосложения, в к-ром
в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутр. структура
двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных - с другой, одинакова;
отличаются они анакрусой - ритмич. зачином, который измеряется количеством
слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая,
в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Рус. теоретики
18-19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, напр.
хорей

2324-9.jpg


Однако стопная теория натолкнулась
на одну особенность рус. стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все
сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Напр., в стихе "Возлюбленная
тишина" пропущено метрич. ударение на 2-й и 3-й стопах:

2324-10.jpg


Объясняется это тем, что
в рус. языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога,
а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на
слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались
понятием вспомогат. стоп: пиррихия

2324-11.jpg


и спондея - -, способных
замешать основные. Так, в стихе "Здесь в мире расширять науки" -

2324-12.jpg


первая стопа - спондеи, вторая
- пиррихий, остальные - ямбы. Большинство современных русских стиховедов
отказались от стопной теории, продолжая, однако, пользоваться для удобства
её терминологией. Пиррихии придают рус. ямбам и хореям ритмич. разнообразие.
В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает
с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрич. ударений в них редки,
зато сверхсхемные встречаются чаще. В рус. поэзии С.-т. с. было введено
в поэтич. практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским
и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с сер. 17 в. силлабическое
стихосложение.
Рус. поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных
мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству
стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонич. стиха -
вольный
стих,
преим. ямб, в к-ром неупорядоченно чередуются стихи от одностопных
до шестистопных (басни И. А. Крылова; "Горе от ума" А. С. Грибоедова);
в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные
стихи.


С.-т. с. в каждом языке,
где оно существует, своеобразно. Так, в нем. яз. в многосложных словах
может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два
слога, поэтому пиррихии редки, ритмич. разнообразие создаётся чередованием
ударений разной силы. В англ. яз. много односложных слов, поэтому в двусложных
размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением
С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Напр., в чешских ямбах не
обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто
встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический
стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабич. стихом.


Лит.: Белый А., Символизм,
М., 1910; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Томашевский Б.
В., О стихе, Л., 1.929; его же, Стих и язык, М.- Л., 1959; Ш е н г е л
и Г. А., Техника стиха, М., 1960; Т и м о ф е е в Л. И., Очерки теории
и истории русского стиха, М., 1958; X о л ш е в н и к о в В. Е., Основы
стиховедения, Л., 1972; Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974.

В. Е. Холшевников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я