СИКХИЗМ

СИКХИЗМ религиозно-реформаторское
движение, затем религия. С. возник в Индии в Пенджабе как одна из
сект бхакти. Её основателем был гуру Нанак (1469-1539). Являясь
монотеистич. учением, С. противоречиво сочетал мн. положения индуизма с
идеями бхакти и заимствованиями из мусульм. суфизма. В основе С.
лежит идея единого бога (или божественного начала), выражающего себя во
всём сущем. С. провозглашал равенство всех людей перед богом, независимо
от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм,
внеш. формы почитания божества. Ранний С. отражал идеологию торгово-ремесл.
кругов гор. населения, выступавших против феод. засилья и господства брахманства.
При преемниках Нанака секта сикхов получила чёткую организацию. 3-й гуру
Амар Дас (1552-74) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем
династии сикхских духовных правителей. 5-й гуру Арджуна (1581-1606) составил
священную книгу сикхов Адтраитх. Религ. центром сикхов является
г. Амритсар, где в "Золотом храме" хранится Адигрантх. Демократизм С. обеспечил
ему популярность среди крестьян и ремесленников. Во 2-й пол. 17 в. в связи
с резким ухудшением положения крестьян-общинников в секту сикхов усилился
массовый приток джатов (крестьян). Идеология С. приобрела более
чётко выраженный антифеод, характер. При 10-м (и последнем) ГУРУ Говинд
Сингхе
(1675-1708) были проведены серьёзные реформы внутри общины сикхов.


В 1699 Говинд Сингх собрал
общий съезд сикхов, на к-ром объявил их общиной равных (хальсой), а общее
собрание высшим органом сикхов. Наследств. власть гуру была отменена. Были
установлены и нек-рые внеш. знаки, к-рые отличали сикхов от остального
населения Пенджаба. Все они были обязаны носить тюрбан, длинные волосы
и бороду и постоянно иметь при себе 3 стальных предмета: меч, гребёнку
и браслет. Каждому сикху присваивался благородный титул ''сингх" (лев).
В нач. 18 в. хальса возглавила борьбу народов Пенджаба против феодалов
и империи Великих Моголов. В 1765 сикхи создали своё гос-во. Однако во
2-й пол. 18 в. в сикхской общине усилился процесс феодализации, и С. потерял
черты антифеод. демократич. идеологии. В 1849 англичане после двух ожесточённых
войн (см. Англо-сикхские войны) аннексировали гос-во сикхов.


Совр. С. представляет собой
религию с традиц. догмами. В Индии его исповедует 1,8% населения, в основном
в шт. Пенджаб. В связи с классовым расслоением и обострением социальных
противоречий среди сикхов появились различные секты и политич. партии.


Лит.: Гуру Нанак,
М., 1972; К о ч н е в В. И., Гуру Говннд Сингх - реформатор сикхизма, в
сб.: Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973; М
а с a u I i f f е М. A., The Sikh religion. Its gurus, sacred writings
and authors, v. 1 - 6, Oxf., 1909; A h 1 и w a 1 i a M. M., Kukas, the
freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965; Cunningham J., A history
of the Sikhs, Delhi, 1966; S i n g h Gopal, Guru Nanak, New Delhi, 1967.

В. И. Кочнев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я