СЕЦЕССИОН

СЕЦЕССИОН (нем. Sezession,
от лат. secessio - отход, отделение, обособление), название ряда немецких
и австрийских художественных об-в кон. 19 - нач. 20 вв., представлявших
новые течения в иск-ве и возникших на почве оппозиции официально признанному
академизму. Наиболее известны "Мюнхенский С.", "Берлинский С." и "Венский
С.".


"Мюнхенский С.", основанный
в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно
представителей нем. варианта стиля "модерн" - югендстиля. Одним
из ведущих мастеров "Мюнхенского С." с 1893 стал архитектор, график и дизайнер
П. Беренс.


"Берлинский С.", созданный
в 1899, объединял в основном художников нем. импрессионизма (первый
президент об-ва -М. Либерман). В 1906 об-во распалось на "Новый Берлинский
С.", руководимый Л. Коринтом, и "Свободный С." во главе с Либерманом.


"Венский С.", возникший в
1897, сгруппировал представителей австр. "модерна", к-рый получил название
"сецесснонстиль" ("стиль С.", Sezessionsstil). Ядром "Венского С." стал
журн. "Вер сакрум" ("Ver Sacrum", осн. в 1898), бывший также органом австр.
литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке);
главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные
черты "сецессионстиля": для живописи - мозаичная многоцветность и изощрённая
орнаментальность (Климт); для графики - геометрическая ясность рисунка
при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Оль-брих,
И. Хофман); для архитектуры -чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность
членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного
решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью "сецессионстиля"
в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение
его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрии, жёсткость
даже в самых сложных комбинациях; отсюда "сецессионстиль" иногда называют
"стилем квадрата" (Quadratstil). Деятельность "Венского С." во многом способствовала
распространению и утверждению как позитивных принципов "модерна" (в архитектуре,
в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразит. иск-ве
- склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное
искажение форм предметного мира).


Лит.: К 1 е i n R.,
Die Sezession, В., 1905; Biermann G., Die Sezession, В., 1910; Weissenberger
R., Die Wiener Sezession, W., 1971. См. также лит. при ст. "Модерн".




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я