СЕПТОРИОЗЫ

СЕПТОРИОЗЫ болезни
растений, вызываемые грибами рода Septoria и характеризующиеся образованием,
гл. обр. на листьях, небольших, преим. округлых (на злаках вытянутых) пятен,
более тёмных на периферии и светлых, иногда почти белых в центре. С. наз.
также белой пятнистостью. Наиболее распространены и вредоносны С. злаков
(возбудители Septoria graminum, S. nodorum и др.), томата (возбудитель
S. lycopersici), смородины и крыжовника (возбудитель S. ribis).


С. поражаются также просо
(возбудитель S. panici-railiacei), конопля (S. cannabis), соя (S. glycines),
виноград (возбудитель S. ampelina) и мн. др. растения. Сохраняется большинство
возбудителей С. на растит. остатках. Распространение спор и заражение растений
происходит во влажную погоду при набухании пикнид. При сильном поражении
больные листья и побеги засыхают, стебли буреют, сморщиваются и часто перегибаются,
наблюдается преждеврем. опадание листьев, отмирание колосковых плёнок и
недоразвитие зерна (у злаков). Меры борьбы: уничтожение растит. остатков;
применение севооборотов (при возделывании однолетних культур); опрыскивание
растений фунгицидами; выращивание устойчивых или менее поражаемых
сортов; внесение полного минерального удобрения.


Лит.; Пересыпкин В.
Ф., Сельскохозяйственная фитопатология, М., 1969.

М. И. Дементьева.



СЁРА (Seurat) Жорж
Пьер (2.12.1859, Париж,-29.3.1891, там же), французский живописец и график,
основатель и лидер неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Учился
в Париже в Школе изящных искусств (1878-79). Писал большие фигурные композиции
и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптич. эффекты, С. пытался создать
науч. основу для решения колористических, свето-воздушных и пространств.
задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись
С., с её мозаи-чески-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный,
отвлечённый характер ("Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт", илл.
см. т. 17, стр. 467). Для работ С. (особенно последних, близких к стилистике
"модерна")
характерно
также тяготение к масштабам и возможностям монументальной живописи ("Цирк",
1890-91, Музей импрессионизма, Париж). Илл. см. также т. 22, табл. X, стр.
128-129.


Лит.: R e w a I d
J., Georges Seurat, N. Y., 1946; H a u k e C. d e, В r a m e P., Seurat
etson ceuvre, v. 1 - 2, P., 1962.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я