СЕКТАНТСТВО

СЕКТАНТСТВО религиозное
(лат. secta - школа, учение, от sequor -следую), общее название различных
религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих
направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и др. религиях
и находящихся в оппозиции к ним. С. возникло как форма демократич. движения,
выражавшего в религ. оболочке социальный протест против господствовавшего
строя, но в ходе обществ. развития переродилось в своеобразные бурж. церкви
(на Западе - преим. протестантские, см. Протестантизм), играющие
глубоко реакц. роль в совр. обществе.



Религ. секта в докапиталистич.
формациях - вид социальной общности, к-рая сплачивала верующих на основе
равенства, единства чувств, убеждений и борьбы (облекавшейся в религ. формы)
с господствующими классами. Секты обычно не имели своего аппарата духовной
власти, общеобязательных догматич. систем, устойчивой обрядности. В мессианских
сектах, распространённых в Рим. империи в первые века н. э., формировалось
христианство как религиозно-обществ. движение рабов и др. бесправных слоев
населения, к-рое после ряда модификаций стало гос. церковно-организованной
религией. Позднее, в средневековье, от христ. церкви отделялись секты,
ставшие ей враждебными и влившиеся в Зап. Европе в период Реформации
в
нар. движение, к-рое положило конец безраздельному господству католицизма.
В
др. религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей
религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест
нар. масс против классовой эксплуатации и иноземного господства. Так, секты
брахманизма
отражали
недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях
образования классовых гос-в. Ранние секты иудаизма
(ессеи, сикарии и
др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным
гнётом рим. и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального
неравенства. Антифеод. по своей социальной направленности были секты исмаилитов,
карматов,
хариджитов и др. в ср.-век. исламе;
ваххабитов, махдистов
(см. Махди), бабидов (см. Бабизм) - в исламе нового времени;
саббатиан, франкистов, хасидов - в иудаизме нового времени. Однако в силу
ограниченности С. как религ. формы социального протеста, разнородности
поначалу объединяемых в нём элементов в ходе историч. развития сами секты
перерождаются, в них выявляются внутр. противоречия, происходит "оцерковление"
С.


Эволюция социальной роли
С. и его форм зависела от путей развития капитализма в отд. регионах и
странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в
экономике, социально-политич. строе и обществ. сознании. Так, в общественно-экономич.
условиях России 18 - 2-й пол, 19 вв. С. продолжало оставаться выражением
политич. протеста, в то время как в развитых капиталистич. странах Запада
оно всё меньше играло роль демократич. движения, всё больше эволюционируя
в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на 3. к новым
условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей.
В области религ. воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию,
хи лиазм (адвентисты, иеговисты),
мистико-экстатич. формы культа (пятидесятники).
Наиболее
распространёнными формами С. (точнее, "оцерковленных" сект) во 2-й пол.
20 в. в Европе и Америке являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты,
пятидесятники, иеговисты ("свидетели Иеговы").


В развитых капиталистич.
странах С., отвлекающее нар. массы от политич, борьбы, подменяющее социальный
протест религ. утешением, имеет реакц. характер. В колониальных и зависимых
странах в ряде случаев С. переплетается с нар.-освободит. борьбой против
колониализма. Так, в Юж. Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов
играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939-45 "синкретические секты",
сочетающие нек-рые черты христианства, буддизма и даосизма.


Сектантству в России предшествовали
антифеодальные еретические движения 14-16 вв. (см. Ереси). После
возникновения во 2-й пол. 17 в. раскола в кон. 17 в. появляется
секта христовове-ров (хлыстов). Христововерие отличалось строгими
требованиями аскетизма и мистико-экстатич. культом. Т. н. священные, а
тем более церк. книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия
явилась секта скопцов, появившаяся в кон. 18 в. и проповедовавшая
крайний аскетизм.


В 60-х гг. 18 в. из рядов
христововерия вышло учение "духовного христианства", к-рое вскоре после
своего возникновения разделилось на две группы: духоборы и молокане.
"Духовное
христианством звало к устроению на земле "царства божия", основанного на
равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов "духовного христианства"
наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего
учения клали Библию, в толковании к-рой у них имелись элементы рационализма.
В нач. 19 в. в их среде выделился "донской толк", пытавшийся приспособить
молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось
в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопич. социализма. В 30-50-х
гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны.
В сер. 19 в. на юге Украины
возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80-90-х гг. 19
в. в среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на "Большую
партию", объединявшую трудовые низы духоборов, и "Малую партию", состоявшую
преим. из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма,
особенно суровых по отношению к духоборам, значит. часть их была вынуждена
эмигрировать в Канаду в 1898-1900.


При всём различии между собой
учений и культа рус. религ. сект их объединял до крест. реформы 1861 протест
против порабощения человека человеком. Отсюда значение, к-рое было придано
в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными
силами осуществить "царство божие" на земле. Всем этим идеология С. обязана
была крест, демократизму своих участников. Развитие капиталистич. отношений
в пореформ. период сопровождалось оживлением религ. настроений и исканий.
Но новые условия обществ. развития привели к кризису всех направлений С.
Идея "царства божия" на земле уступила идее "небесной отчизны". Этика "добрых
дел" как средство достижения и осуществления идеала "справедливости" сменялась
учением о всесилии божеств, промысла, об извечной предопределённости человеческих
судеб.


С кон. 60-х гг. 19 в. в Россию
проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в.- адвентизм. Их распространение особенно
характерно для наиболее капиталистически развитых р-нов - Украины, Юга
России, Прибалтики. Позднее в сев.-зап. и центр. губерниях распространяется
разновидность баптизма - евангельские христиане. В дореформенных
сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церк. строй
и придающие своим учениям характер догматич. систем, строго обязательных
для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане
евангелич. исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство,
адвентизм являлись религ. течениями, реакционными по форме и содержанию,
растворявшими социальный протест демократич. элементов. Они стали просто
небольшими религ. орг-циями, конкурировавшими с православной церковью,
а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и гос. преследования
сектантов в дореволюц. России содействовали сохранению о них представления
в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В кон.
19 - нач. 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религ. трезвенничество.


Накануне Окт. революции 1917
в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских
христиан, адвентистов. Руководители С. встретили Окт. революцию враждебно,
боролись против Сов. власти в годы Гражд. войны 1918-20. Нек-рые секты
оказывали сопротивление коллективизации с. х-ва, выступали против многих
мероприятий социалистич. гос-ва. Религиозное изуверство, проявлявшееся
в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено
законом. Отделение церкви от гос-ва и гарантированная Конституцией свобода
совести поставили сектантские организации в равнее положение со всеми религиозными
культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной
церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в
сер. 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов
в СССР по сравнению с дореволюц. временем резко снизилась. Дореформенные
секты, как и их позднейшие разновидности - молоканство, духоборчество,
христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли
осн. массу последователей. Наблюдавшийся в нач. 40 - нач. 50-х гг. рост
баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты ''Общество
свидетелей Иеговы" (преим. в зап. областях Украины и Белоруссии), затем
приостановился. В социально-демографич. структуре этих сект происходят
изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с
20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась
доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно
участвующих в общественно-производит. труде. Хотя в совр. С. и идёт процесс
модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т.
д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению совр. сов. людей,
в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов
характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от "мирской"
жизни, психология избранничества. Для идейного развития сов. общества закономерным
является постоянный отход населения от всех форм религ. мировоззрения,
в т. ч. от С.


Социалистич. революции в
других странах Европы и Азии подорвали социальные корни религии и С. Однако
в ряде социалистич. стран С. является и ныне одним из наиболее живучих
религ. пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается
контингент молодёжи в сектах, значит. часть последователей совр. сект составляют
люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производит.
труде, преим. женщины.


Лит.: Материалы к
истории и изучению русского сектантства и старообрядчества, в. 1 - 5, 7,
СПБ, 1908 - 16; Путинцев Ф., Кабальное братство сектантов, М.- Л., 1931;
его же, Политическая роль и тактика сект, М., 1935; Бонч-Бруевич В. Д.,
Избр. соч., т. 1 - О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959;
Конкретные исследования современных религиозных верований (методика,организация,
результаты), М., 1967; Т а н ч е р В. К., Лекционная пропаганда среди сектантов,
М., 1967; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е
гг. XIX в.-1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность,
М., 1969; его же, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973;
его же, Из мира религиозного сектантства, М., 1974; Критика религиозного
сектантства, М., 1974; Настольная книга атеиста, 3 изд., М., 1974; Грекулов
Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия,
старообрядчества и сектантства в советской исторической науке. За 1922-1972
гг., М., 1974. А. И. Клибанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я