СЕКСТАНТ

СЕКСТАНТ (от лат.
sextans, род. падеж sextantis - шестой) (в морском деле -секстан), угломерный
зеркально-отражательный инструмент для измерения высот небесных светил
над горизонтом или углов между видимыми предметами (на берегу) с целью
определения координат места наблюдателя.


С помощью С. можно измерять
углы до 140°. Для определения места положения корабля или самолёта по небесным
светилам с помощью С. обычно измеряют высоты неск. небесных светил над
линией видимого горизонта. Затем вводят в полученный результат ряд поправок,
учитывающих понижение видимого горизонта, полудиаметр наблюдаемого светила
и др., и определяют (аналитически или, чаще, графически) поправки к счислимым
координатам, пользуясь формулами и приёмами мореходной астрономии и
авиационной
астрономии.



Важнейшая особенность С.-
возможность совмещения в поле зрения наблюдателя одновременно двух предметов
(двух светил, светила и горизонта), между к-рыми измеряется угол, что позволяет
пользоваться С. на самолёте и на корабле без заметного снижения точности
даже во время качки. Иногда высоты светил измеряют С. с помощью искусств.
горизонта, наблюдая светило и его отражённое изображение в чашке с маслянистой
жидкостью; в этом случае чашка должна находиться на неподвижном основании.
Измеренные таким способом удвоенные высоты светил свободны от ошибок, обусловленных
неправильным учётом понижения горизонта и нек-рых др. поправок. Принцип
работы С. основан на законах отражения света от плоских зеркал. Пучок лучей
от первого предмета (линии горизонта) проходит выше амальгированной части
малого зеркала 10 (рис.) и попадает в зрительную трубу 4. Пучок
лучей от второго предмета (светила), отражаясь последовательно от большого
3 и малого зеркала, попадает также в зрительную трубу, когда положение
большого зеркала, укреплённого на алидаде 7, соответствует измеряемому
углу. Отсчёт измеренного угла производится по лимбу и барабану отсчётного
устройства. Точность измерения углов с помощью С. на корабле в зависимости
от натренированности наблюдателя колеблется от неск. десятых долей до одной
минуты дуги. На самолёте точность измерений несколько ниже.


Секстант: / - рама; 2
-
светофильтры большого зеркала; 3 - большое зеркало; 4 - зрительная
труба; 5 - планка; 6 -ручка; 7 - алидада с отсчётво-стопор-ным
устройством; 8 - осветитель; 9 -светофильтры малого зеркала;
10
-
малое зеркало.


В сер. 20 в. появились С.,
снабжённые автономным уровнем или отвесом (гироскопич. маятник), что позволяет
измерять высоты светил при отсутствии видимого горизонта. С. такого типа
получили распространение в авиации. Для снижения ошибок измерений, возникающих
из-за ускорений, испытываемых самолётом или кораблём, С. имеет осредняющий
механизм, с периодом осреднения от 40 до 200 секунд.


С. впервые был сконструирован
в 1730-31 Дж. Хэдли (Англия) и независимо от него Т. Годфри (США), хотя
идея его устройства была высказана И. Ньютоном ещё в 1699 (записки Ньютона
об этом были опубликованы лишь в 1742). Первоначально инструменты имели
измерительную дугу в 1/8 окружности и наз. октантами. В дальнейшем дугу
увеличили до 1/6, с чем и связано название "С.". В совр. С. измерительная
дуга увеличена почти до 1/5 окружности, но название инструмента не изменилось.


Лит.: Скородумов П.
П.. Мореходная астрономия. Л., 1963 (Курс кораблевождения, т. 2); Матусевич
H. H., Мореходная астрономия, П., 1922; К а в р а й с к и й В. В., Навигационные
отражательные угломерные приборы, в кн.: Оптика в военном деле, 3 изд.,
т. 2, М.- Л., 1948; К у-н и ц к и и Р. В., Курс авиационной астрономии,
М., 1949. А. Н. Мотрохов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я