СЕЗАНН

СЕЗАНН (Cezanne) Поль
(19.1.1839, Эксан-Прованс,-22.10.1906, там же), французский живописец,
ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе
(1858-62) и Академию Сюиса в Париже (1861-65). Благодаря Э. Золя (другу
детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К.
Моне,
О.
Ренуаром
и др. будущими импрессионистами.


П. Сезанн. Автопортрет. 1879.
Музеи изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.


С 1874 участвовал в неск.
их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах
С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа,
О.
Домье;
однако
преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает
вид безудержно экспрессивных, фантасмагорич. сцен ("Оргия", 1864-68, частное
собрание, Париж; "Убийство", 1867-70, гал. Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду
с этой тенденцией в произв. С. 1860-х гг., с их тяжеловатой "вещественностью"
письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры
Г. Курбе ("Печка в мастерской", 1865-68, частное собрание, Лондон). С 1870-х
гг. складывается собств. живописная система С., достигшая принципиальной
законченности к кон. 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя
его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное
расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов
в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени,
а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность
и осязаемая предметность природы ("Дом повешенного в Овере", 1872-73, "Поворот
дороги", оба произв.-в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру,
подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию "классич."
иск-ва (ограждённого в его представлении от всего преходящего и незначительного),
к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям
в пространстве и времени, органич. единства её форм. Будь то в портрете
(напр., Л. Гийома, 1879-82, Нац. гал., Вашингтон), фигурной композиции
("Пьеро и Арлекин", 1888, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва),
пейзаже ("Гора Сент-Виктуар", 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте
("Натюрморт с апельсинами и яблоками", 1895-1900, Музей импрессионизма),
изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил:
они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе.


Оперируя преим. градациями
трёх осн. цветов (зелёного, голубого и жёлтого) - то изысканно тонкими,
то резко контрастными, определяя с их помощью пространств. планы, гармонично
сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается
эпич. звучания пейзажей с их панорамным, сферич. охватом ландшафта ("Гора
Сент-Виктуар в сумерки", ок. 1905, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина).
Подчёркивая структуру предмета, "утяжеляя" форму чистым цветом, пользуясь
обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет
в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластич. богатство предметного мира
("Персики и груши", кон. 1880-х гг.; илл. см. т. 17, вклейка к стр. 320).
В последние годы С. часто обращается к мотивам "Купальщиц" и "Купальщиков",
стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластич. видения
с гармонич. определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее
творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно
упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геом. формам)
и их пространств. отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную
стройность мироздания, но и тяготел к значит. отвлечённости живописных
построений.


Принципы иск-ва С., в целом
оказавшего широкое влияние на живопись 20 в., на творчество самых разных
мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители
авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм
(т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм),
либо
развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к
абстрактным схемам (кубизм).


Илл. см. на вклейке к стр.
320-321, а также т. 9, табл. XVIII (стр. 192-193), т. 19, табл. XIII (стр.
208-209), т. 20, табл. XVI (стр. 400-401).


Лит.: Воллар А., Сезанн,
[пер. с франц.], Л., 1934: Я в о р с к а я Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая
история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; П е р р ю ш о А., Сен занн, [пер.
с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Р у с а ко в а Р.], П. Сезанн.
[Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников,
[пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972;
Venturi L., Cezanne. Son art, son osuvre, v. 1 - 2, P., 1936; R e w a 1
d J., The ordeal of P. Cezanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cezannes,
Munch., 1956; Loran E., Cezanne's composition, Berk., 1963. В. А. Марков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я