Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН один из крупных экономич. районов СССР. Занимает всю сев. часть
Европ. территории Советского Союза. Берега С.-З. э. р. на С. омываются
Баренцевым, Белым и Карским морями, на Ю.-З.- Финским зал. Балтийского
моря. В состав его входят Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская,
Архангельская, Мурманская обл., Карельская АССР и Коми АССР. Пл. 1662,8
тыс. км2 (7,4% территории СССР); нас. 12,7 млн. чел.
в 1975 (5% населения СССР). Плотность населения 7,7 чел. на 1 км2.
Наиболее
значительна плотность населения в Ленинградской (включая Ленинград; 67,6
чел. на 1 км2), Новгородской и Псковской областях
(13-16 чел. на 1 км2). Повсеместно живут русские.
В северных районах расселены карелы, коми, ненцы, саами. Гор. население
77,4% (1975). Насчитывается 115 городов и 235 посёлков гор. типа; среди
них выделяется второй по величине и значению город Сов. Союза - Ленинград
(4,3
млн. чел., включая городские поселения, подчинённые Ленинградскому горсовету);
9 городов имеют численность населения от 150 до 400 тыс. чел. (Архангельск,
Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Псков,
Сыктывкар).


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЙОН


Поверхность района в основном
равнинная, на крайнем В.- хребты Северного и Полярного Урала, на Ю.-З.-
Валдайская возв., в вост. части - Тиманский кряж, Сев. Увалы, на С.-З.-
возвышенности Кольского п-ова (наибольшие-Хибины, Ловозерские Тундры).
Климат умеренно континентальный, с тёплым увлажнённым летом и суровой многоснежной
зимой. Континентальность климата нарастает в сев.-вост. направлении. В
зап. части р-на расположены крупные озёра - Ладожское, Онежское, Белое,
Ильмень и др., соединённые между собой реками (Нева, Свирь, Волхов, Вуокса
и др.). Эти водные пути связывают центр. р-ны Европ. части СССР не только
между собой, но и со странами Зап. Европы. За сов. время они подверглись
коренной реконструкции, были построены новые шлюзы и каналы, соединившие
их с Белым м. (Беломорско-Балтийский канал) и р. Волгой (Волга-Балтийский
водный путь).
В вост. части района протекают крупные судоходные pp.
Печора, Сев. Двина, Мезень, Онега.


Большая часть территории
располагается в лесной зоне, крайний С.-в тундровой зоне.


Из разнообразных ресурсов
р-на общесоюзное значение имеют лесные (1/10 общесоюзных запасов древесины
и 60% запасов лесов Европ. части СССР), месторождения апатитовых руд и
фосфоритов (ок. 40% балансовых запасов фосфатного сырья), кам. угля, нефти
и природного газа, никелево-медных и жел. руд, слюды.


Преимущества экономико-географич.
положения - выход С.-З. э. р. к трём морям Атлантического ок., соседство
с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономич. р-нами. Наличие мор.
портов (Ленинград, Мурманск, Архангельск, Выборг, Беломорски др.) способствовало
развитию х-ва района, активному освоению ресурсов, особенно идущих на экспорт,
формированию центров обрабат. пром-сти на привозном сырье.


В общесоюзном территориальном
разделении труда С.-З. э. р. специализируется на высококвалифицированном,
сложном и точном машиностроении, судостроении, лесной, целлюлозно-бумажной,
деревообрабатывающей пром-сти, цветной металлургии, химич. пром-сти, некоторых
отраслях лёгкой, рыбной пром-сти, молочном животноводстве и льноводстве;
новой отраслью специализации С.-З. э. р. становится нефтегазодобывающая
пром-сть. С.-З. э. р. выделяется как важный район научно-технич. прогресса,
подготовки высококвалифицированных кадров. Быстро развивается туристско-экскурсионное
х-во, имеющее общесоюзное и междунар. значение (Ленинград, Новгород, Псков,
Соловецкие о-ва и др.).


В структуре пром-сти С.-З.
э. р. высокий удельный вес занимают машиностроение и металлообработка (30,1%);
значителен также удельный вес лесной, целлюлозно-бум. и деревообр. пром-сти
(13%), лёгкой (13,2%) и пищ. (18%) пром-сти; важна роль химич., цветной
и чёрной металлургии, топливодобывающей пром-сти и электроэнергетики.


Терр. С.-З. э. р. освоена
неравномерно. Выделяется юго-зап. часть (Ленинградская, Псковская, Новгородская
обл.) - 62% пром. и 61% с.-х. произ-ва, ок. 60% населения р-на. До Окт.
революции 1917 здесь исторически сформировался столичный - Петроградский
пром., науч. и культурный центр. В сов. время на базе использования местной
квалифицированной рабочей силы и научно-технич. кадров сложилась вторая
(после Центр. р-на) индустриальная база обра-бат. пром-сти; на неё приходится
8% продукции машиностроения Сов. Союза и ок. 90% С.-З. э. р. Осн. отрасли:
судостроение (атомные ледоколы, пасс. теплоходы, танкеры, рефрижераторы,
лесовозы, рыболовные и речные суда), энер-гетич. и электротехнич. машиностроение
(почти 1/2 паровых и гидравлич. турбин и генераторов, от 10 до 20% различных
типов электродвигателей), приборостроение (св. 10% общесоюзного произ-ва),
станкостроение, тракторостроение, вагоностроение, произ-во разнообразного
технологич. оборудования. Маш.-строит. производств. объединения Ленинграда
широко осуществляют кооперацию с предприятиями, размещёнными во многих
др. городах (Гатчина, Ломоносов, Выборг, Тихвин, Кировск, Псков, Великие
Луки, Новгород, Чудово и др.).


Большая потребность в металле
ленинградских предприятий удовлетворяется завозом из др. р-нов и малой
металлургией крупных маш.-строит. з-дов. В пос-левоен. период построен
крупный Череповецкий металлургический завод.


С.-З. э. р.- крупнейшая лесная
база страны: заготовляется 1/4 всей древесины (ок. 100 млн. м3),
вырабатывается 16% пиломатериалов, 47% целлюлозы, 35% бумаги, 24% картона,
производимых в СССР. Крупнейшие лесоперерабатывающие центры: Архангельск,
Котлас, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа, Беломорск, Кемь, Сортавала, Сокол,
Свето-горск. В Петрозаводске, Архангельске, Вологде размещены з-ды по произ-ву
машин и оборудования для лесозаготовит. и деревообр. пром-сти.


По химич. пром-сти С.-З.
э. р. занимает 2-е место (после Центрального р-на). Ленингр. предприятия
специализированы на произ-ве резины и изделий из неё, пластич. масс, синтетич.
материалов, лаков и красок, фармацевтич. изделий. Горно-химич. пром-сть
Мурманской обл. производит св. 13 млн. т апатитового концентрата,
к-рый вывозится на большинство суперфосфатных з-дов страны и на экспорт
(св. 6 млн. т). Центры произ-ва минеральных удобрений: Ленинград,
Новгород, Волхов, Кингисепп, Череповец.


Цветная металлургия представлена
предприятиями, производящими алюм. сырьё (Североонежский бокситовый рудник,
Пикалёвский, Бокситогорский глинозёмные з-ды), алюм. з-дами (Волховским,
Надвоицким, Кандалакшским), добычей медно-никелевых руд, произ-вом концентратов
и выплавкой никеля (Никель, Заполярный, Мончегорск) и др.


Энергетика р-на развивается
как на местных ресурсах - торф, сланцы (часть Прибалтийского сланцевого
бассейна),
нефть и газ (Тимано-Печорский нефте-гаэоносный бассейн),
кам.
уголь (Печорский угольный бассейн), гидроресурсы, так и на привозном
топливе. В зап. части р-на в связи с недостатком топливно-энергетич. ресурсов
построены две атомные электростанции (Мурманская и Ленинградская). В 1974
в р-не было выработано 47,4 млрд. квт х ч электроэнергии,
добыто 11,4 млн. m нефти (включая газовый конденсат), св. 18 млрд.
т3газа,
23,4 млн. т каменного угля, 1,8 млн.
т торфа.


С. х-во С.-З. э. р. специализируется
на молочном и молочно-мясном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве
и льноводстве. С.-х. угодья составляют 7,8 млн. га (4,7% территории
С.-З. э. р.), в т. ч. пашня - 3,3 млн. га, сенокосы - 2,6 млн. га,
пастбища
-1,8 млн. га. Производство мяса, молока, яиц, овощей осуществляется
на пром. основе (крупные животноводческие откормочные комплексы, птицефабрики).
В сев. районах С.-З. э. р. (Архангельская и Мурманская обл., Коми АССР)
важную роль играет оленеводство. Высокодоходная отрасль - клеточное звероводство.


Протяжённость жел. дорог
составляет (1974) 11,8 тыс. км (в т. ч. электрифицированных 1,7
тыс. км), эксплуатируемых водных путей - 21 тыс. км, автомобильных
дорог с твёрдым покрытием -32,9 тыс. км, магистральных газопроводов
- 3,2 тыс. км, в т. ч. газопровод ''Сияние Севера" (Ухта - Ярославль
-Торжок); построен нефтепровод Усинск -Ухта - Ярославль - Москва. Осуществляется
большое строительство новых путей сообщения (жел. дороги Архангельск -
Карпогоры, Ертом - Кослан-Микунь, Сыня - Усинск, Сосногорск -Троицко-Печорск;
автомобильные дороги: Мурманск - Ленинград, Архангельск -Вологда, Вологда
- Новая Ладога и др.).


Вывозятся из С.-З. э. р.
машины, различные виды оборудования, приборы, древесина и изделия из древесины,
апатитовый концентрат, химич. изделия, природный газ, нек-рые изделия лёгкой
пром-сти, рыбная продукция. Ввозятся в район каменный уголь, нефть, металлы,
а также зерно и др. продовольственные грузы.


Лит.: Российская Федерация.
Общий обзор и Европейский Север, М., 1972 (серия "Советский Союз"); Северо-Запад
РСФСР. Экономико-географическая характеристика, М., 1964; Альтман Л. П.,
Экономические районы Северо-Запада СССР и основные проблемы их развития,
в сб.: Северо-Запад Европейской части СССР, [Л.], 1963; Развитие и размещение
производительных сил СССР. Северо-Западный экономический район, М., 1967.
Л.
П. Альтман, Н. Н. Казанский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я