СВЯТЫЕ

СВЯТЫЕ мифические
или исторические лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе)
приписываются благочестие, праведность, богоу годность, посредничество
между богом и людьми. Почитание С. привносит в монотеистич. религии элементы
многобожия. На формирование в христианстве культа С. оказал большое влияние
культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства
среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон
в качестве С. Поместные соборы 4 в.- Гангрский и Лаоди-кейский - узаконили
чествование С. Вероучение о почитании С. развивали церк. писатели 4 в.
(Ефрем Сирии, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела
энергичную борьбу с противниками культа С.- павликианами, богомилами, альбигойцами,
гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся
от почитания С. Церковь установила для каждого С. день его памяти. Первоначально
отдельные христ. общины имели своих С., затем причисление к С., введение
культа нового С. централизовались путём канонизации. В число С.
включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн.
папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич,
Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король
Людовик IX и др.).


Церковь создала жизнеописания
С. (см. Жития святых). Предметом культа в христ. религии являются
изображения С. (см. Икона), их святость символизирует нимб. В
протестантизме почитания С. нет, однако в нек-рых протестантских течениях
(напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания С. как замечательных
личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом
или покровителям.


В исламе культ С. закрепился
с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация
С. отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке - марабут)
того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству
между богом и людьми) возникает ещё при его жизни и закрепляется традицией.
Ретроспективно рассматриваются как С. первые сподвижники Мухаммеда, ряд
военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе
включаются в число С. и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ.
С., эпонимы (родоначальники) нек-рых племён, основатели суфийских орденов
и др. Существует своеобразная иерархия С. Культ каждого С. распространяется
большей частью лишь на определённый р-н, иногда достаточно обширный, или
бытует только внутри определённой секты или определённого суфийского ордена.
Существует обширная агиографич. лит-pa. Против культа С. как нарушающего
основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты,
в новое время - ваххабиты и нек-рые др. течения.


Иудаизму чужд культ С., но
в возникшем в нём в 18 в. течении - хасидизме -функциями С. по существу
наделены цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между
богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за
получением наставлений.


Лит.: Р а н о в и
ч А., Происхождение христианского культа святых, М.- Л., 1931; его же,
Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных
"святых", М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М.,
1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный,
1959. Б. Я. Рамм, Л. И. Климович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я