Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА объединяет сеть жел. дорог общего пользования по зап. и вост.
склонам Ср. и частично Сев. Урала и прилегающих к ним территорий Предуралья
и Зауралья. Эксплуатац. длина (1974) 5643 км, или 4,2% протяжённости
всей сети жел. дорог СССР. Управление дороги в Свердловске. Граничит на
3. с Горьковской ж. д. (станции Чепца и Дружинино), на Ю.- с Южно-Уральской
ж. д. (станции Михайловский Завод, Полевской, Муслюмово, Колчедан), на
В.- с Западно-Сибирской ж. д. (ст. Называевская). Имеет 7 отделений: Пермское,
Свердловское, Тюменское, Чусов-ское, Нижнетагильское, Серовское и Егоршинское.
Осн. часть сети С. ж. д. расположена в пределах Свердловской и Пермской
областей, нек-рые участки -в Тюменской, Омской областях и Удмуртской АССР.


Первые участки дороги Пермь
- Чусовская - Гороблагодатская - Екатеринбург (Свердловск) были построены
в 1874-78 и в 1885 продлены до Тюмени. Они связывали старые пром. р-ны
Урала с судоходными реками. В 1896 после постройки линии Екатеринбург -
Челябинск С. ж. д. была соединена со всей сетью. Кратчайшая связь дороги
с Петербургом была установлена в 1906-08 по завершении постройки магистрали
Пермь - Вятка (Киров) - Вологда -Обухово, а с Москвой уже в послереволюц.
годы, когда была сдана в эксплуатацию (1924) линия Свердловск - Казань
(Дербышки). В 1933 был осуществлён кратчайший выход из Свердловска на гл.
Транссибирскую магистраль через Курган.


За годы Сов. власти были
построены новые линии непосредственно в р-не дороги: Ивдель - Полуночное
(30 км), лесовозная дорога от Ивдели до Сергино на р. Обь (371 км),
линия
к Качканарскому железорудному месторождению и мн. др. Открыто движение
(1975) по жел. дороге Тобольск - Сургут, ведётся стр-во на Нижневартовск,
к месторождениям нефти и газа Зап. Сибири. С. ж. д. обслуживает один из
самых крупных пром. р-нов СССР. Наиболее важные ж.-д. узлы: Свердловск,
Пермь, Смычка (Ниж. Тагил), Серов, Тюмень, Войновка. Дорога взаимодействует
с речным транспортом: по р. Кама (станции Пермь, Краснокамск, Соликамск,
Солеварни), р. Тавда (ст. Тавда), р. Тобол (ст. Тобольск), р. Тура (ст.
Тура), р. Сосьва (ст. Сосьва).


Грузооборот дороги составляет
(1975) около 5% грузооборота общесоюзной сети. На долю каменного угля,
минеральных, строительных материалов, лесных грузов и чёрных металлов приходится
свыше 60% всего грузооборота дороги. Ср. грузонапряжённость дороги свыше
26 млн. m • км/км.


С. ж. д. наряду с Южно-Уральской
дорогой - важнейшее звено сети, связывающей Европ. и Азиат. части СССР.
Однако удельный вес транзита (ввиду ещё большего объёма перевозок грузов
в местном сообщении, а также по ввозу и вывозу грузов) составляет ок. 1/5.
В пассажирообороте (ок. 11 млрд. пасс-км в 1975) примерно 4
приходится на дальнее сообщение и 1/5 - на пригородное.


За годы Сов. власти С. ж.
д. коренным образом реконструирована; мн. линии стали двухпутными, развиты
сортировочные станции. Электрифицированы линии: Свердловск - Гороблагодатская
-Кизел - Соликамск, Пермь - Чусов-ская, Пермь - Кизел, Гороблагодатская
- Серов - Карпинск и др. В 1975 удельный вес прогрессивных видов тяги в
общем грузообороте дороги составлял почти 100%, в т. ч. 62% перевозок осуществлялось
электровозами и 37,9% -тепловозами. Награждена орденом Ленина (1971). Е.
Д. Хануков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я