САРЬЯН

САРЬЯН Мартирос Сергеевич [16(28).2.
1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону,- 5.5.1972, Ереван],
советский живописец, нар. художник СССР (1960), действит. чл. АХ СССР (1947),
действит. чл. АН Арм. ССР (1956), Герой Социалистич. Труда (1965), Пред.
Союза художников Арм. ССР (1947-51). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния
и зодчества (1897-1904), где в 1902-04 совершенствовался в мастерских В.
А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок "Голубая
роза", Союз русских художников, "Мир искусства", "Четыре искусства".
В
ранних произведениях С. сказочность вост. мотивов сочетается с музыкальностью
композиц. ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию
декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах
конца 1900-х гг. ("Автопортрет", темпера, 1909, Третьяковская гал.), с
особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию,
Египет и Иран (1910-13). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь
экспрессивного лаконизма композиции, С. сохраняет предельную чувственную
убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую
монументальность ("Финиковая пальма", темпера, 1911, там же). Известное
влияние искусства П. Гогена и А. Матисса, свойственное этим
произведениям, сказывается в натюрмортах 1910-х гг., а также в портретах.
После Окт. революции 1917 гл. темой творчества художника становятся жизнь
и природа Армении, где он жил с 1921. С 1920-х гг. работает в основном
в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность
цвета ("Армения", 1923, Карт. гал. Армении, Ереван), но затем вводя в свои
произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку,
в чём сказалось и воздействие импрессионизма, с особой остротой
испытанное С. во время пребывания в Париже в 1926-28. С 1930-х гг. аспекты
изображения родной природы в пейзажах С. становятся особенно многообразными.
Художник создаёт также мно-гочисл. портреты, сочетая в них острую, порой
почти гротескную характерность с вниманием к наиболее устойчивым душевным
состояниям своих персонажей ("Р. Н. Симонов", илл. см. т. 2, табл. XXIV,
стр. 256-257; "А. Исаакяна", илл. см. т. 20, табл. XII, стр. 400-401; "Автопортрет
с палитрой", илл. см. т. 1, вклейка к стр. 168), праздничные по колориту
натюрморты ("Осенний натюрморт", илл. см. т. 17, табл. XXV, стр. 352-353).
Важнейшей областью творчества С. 40-60-х гг. является пейзаж. Чаще всего
С. писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает
нюансы, оставляя лишь большие пространств, планы и контрастные цветовые
и свето-воздушные отношения; эпич. обобщённость видения, высокий патриотич.
пафос сочетаются в пейзажах С. с острым чувством современности,
благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается
вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин "Моя Родина", в т.
ч. "Колхоз села Кариндж в горах Туманяна", илл. см. т. 2, вклейка к стр.
240, и др.; 1952-58, Ленинская пр. 1961). С. работал также как книжный
график ("Армянские народные сказки", 1933, и др.) и как театр, художник
(декорации и костюмы к опере "Алмаст" Спендиарова в Театре оперы и балета
им. А. Спендиарова, 1938-39, Ереван; Гос. пр. СССР, 1941, и др.). Творчество
С. сыграло ведущую роль в складывании нац. школы арм. сов. живописи. Депутат
Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др.
орденами, а также медалями. Портрет стр. 602.


Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, 2 изд.,
М., 1971.


Лит.: Волошин М., Сарьян, "Аполлон",
1913, № 9; Михайлов А. И., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Дрампян
Р., Сарьян, [М.], 1964.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я