САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА индийская
литературная общность на классическом санскрите. На протяжении 1-го
тысячелетия С. л. являлась ведущей в Индии. Нередко С. л. понималась расширительно,
с включением в неё памятников на ведич. и эпич. санскрите, а также на пракритах.
Её
значение падает со становлением нац. лит-р и новых межнац. лит. общностей.


Представляя собой совокупный лит. опыт
народов Индии, С. л. впитала их фольклорные и лит. традиции. Наиболее ранние
её представители - поэт и драматург Ашвагхоша (2 в.) и драматург Бхаса
(ок. 4 в.). Середина и конец 1-го тыс. дали немало памятников, имеющих
мировое значение: драмы Калидасы, Бхавабхути, Шудраки, Вишакхадатты, лирику
Амару, Бхартрихари, прозу Васубандху, Баны, Дандина, обретшие лит. форму
фольклорные памятники "Брихаткатха", "Панчатантра", "Веталапанчавиншати",
"Шукасаптати" и др., сатирич. фарсы и т. п. С. л. не только отразила всю
противоречивость социального и культурного развития народов Индии в древности
и раннем средневековье, но наряду с аристократич. тенденциями развила демократич.
тенденции, связанные с прогрессивными течениями обществ, мысли. В рамках
С. л. получила развитие теория лит-ры и эстетика (Бхамаха, Анандавардхана,
Абхинавагупта и др.).


В мировом историко-лит. процессе С. л.
принадлежит важное место. Нар. книги "Панчатантра", "25 рассказов Веталы",
"32 рассказа царского трона", "70 рассказов попугая" были восприняты и
переработаны в лит-pax различных народов, в т. ч. и европейских (Ж. Лафонтен,
И. В. Гёте и др.). В сер. 17 в. на нидерл. яз. кальвинистским миссионером
А. Рогером были опубл. переводы стихов Бхартрихари и его краткая биография.
Значит, внимание С. л. уделяли И. Гердер и Г. Форстер, И.
В. Гёте, высоко оценившие её памятники, впервые становившиеся доступными
европ. читателю. Большой вклад в популяризацию и науч. интерпретацию С.
л. внесён Ф. Шлегелем, А. Шлегелем, Ф. Рюккертом (Германия)
и др. представителями романтич. школы. Немалое значение для формирования
взглядов на С. л. оказали воззрения Г. В. Гегеля, Ф. В. Шеллинга,
А.
Шопенгауэра. Расширение знаний об истории Индии дало возможность
уже А. Веберу (Германия) подойти более исторично к пониманию С. л., что
получило развитие в трудах А. Макдонелла, Р. Фрейзера, А. Б. Кизса (Великобритания),
М. Винтерница, И. Хертеля (Германия), Г. Глазенаппа (ФРГ) и др. Борьба
за нац. независимость и формирование нац. самосознания народов Индии стимулировали
работу инд. учёных в области исследования С. л. (Р. Г. Бхандаркар, С. Н.
Дасгупта, С. К. Де, Д. Д. Косамби, В. Рагхаван и др.). Большой вклад в
изучение С. л. внесён русской дореволюц. и сов. индологией.


Лит.: Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской
литературы, М., 1971: Windisch E., Geschichte der Sanskrit - Philologie
und Indischen Alterthumskunde, Bd 1-3, Lpz._, 1917-21; Warder A. K., Indian
Kavya literature, v. 1, Deli, 1972. И. Д. Серебряков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я