САНКХЬЯ

САНКХЬЯ (санскр., букв.- число,
перечисление, расчёт), одна из шести др.-инд. ортодоксальных (брахманских)
филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана
не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении.
В этом она объединяется с нъяей, вайшешикой и йогой и противостоит
веданте
и мимансе. Основателем С. по традиции считается Капила (7 в.
до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся
источники С. относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них - "С.-карика"
Ишваракришны, из др. текстов наиболее авторитетны "С.-карика-бхашья" Гаудапады,
"Таттвакаумуди" Вачаспати и "С.-сара" Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики
С.- учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются
как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции.
Это приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом,
и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия С. в целом носит
дуалистич. характер. С. признаёт две изначальные реальности - пракрити
(материальная первопричина) и пуруша ("я", дух, сознание). Пракрити вечна,
вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она - единство противоположностей,
основа существования любых объектов; состоит из трёх гун (субстанций-сил),
находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении
пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити
начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных
комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт
эволюции - махат, "великое единство", основа всего материального, он же
- буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект, сознающий
различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции
- аханкара ("моё", "я"), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости
от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия,
5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких
элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из к-рых,
в свою очередь, возникают 5 материальных элементов - акаша (эфир), воздух,
огонь, вода, земля.


Близко буддизму учение о страдании
как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путём
возврата к собственному "я" через познание различий между "я" и "не-я"
(тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым);
разъединение их приводит к прекращению эволюции (свёртыванию, инволюции),
к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). С. оказала влияние
на др. системы инд. мысли и явилась филос. основой йоги.


И с т о ч н.: Лунный свет санкхья - истины,
пер. с санскр., М., 1900; Samkhya-' pravacana-bhasya, ed. R. Garbe, Camb.
(Mass.), 1895.


Лит.: Чаттерджп С., Датта Д., Древняя
индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Индийская
философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie,
2 Aufl., Lpz., 1917; К е i t h А. В., The Samkhya System, Calc., 1918;
D a s g u p t a S., A history of indian philosophy, v. 1, Camb., 1922;
Johnston Е. Н., Early Samkhya, L., 1937; F r a u w a 1 1 n e r E., Zur
Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems, "Wiener Zeitschrift fur
die Kunde Sud-Ostasiens", 1958, Bd 2; BuitenenJ. A. B., Studies in Samkhya,
I -III, "Journal of American Oriental society", 1956-57, v. 76-77. В.
Н. Топоров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я