САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА оценка личностью самой
себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь
к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С.
зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность
к себе, отношение к успехам н неудачам. С. связана с уровнем притязаний
человека, т. е. степенью трудности достижения целей, к-рые он ставит перед
собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями
ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится
неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность н т.
д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности
и результаты деятельности других людей.


В работах сов. психологов показано влияние
С. На познават. деятельность человека (восприятия, представления, решение
интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной С.,
а в случае её деформации - её преобразования путём воспитат. воздействия
на личность.


Лит.: Ананьев Б. Г., Психология
педагогической оценки, в кн.: Труды Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева, т.
4, Л., 1935; Б о ж о в н ч Л. И., Личность и ее формирование в детском
возрасте, М., 1968: Л и п к и н а А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка
в учебной деятельности, М., 1968; Л н п к и н а А. И., Самооценка и формирование
личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Норре F., Erfolg und
Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; A 1 1 р о r t G. W.,
Pattern and growth in personality, N. Y., 1961. A. II. Липкина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я