САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ наблюдение, объектом
к-рого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта.
С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь,
аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового
к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм
психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их
регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Мето-дич.
проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции
и форме его можно использовать в практике психологич. исследования, сохраняя
за последним объективный науч. характер.


Проблема С. имела длит, историю в философии,
прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии.
В концепции "аналитич. интроспекции" В. Вундта - Э. Титченера собственно
С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и
удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено "внутр.
восприятию", протекающему в естеств. условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны,
С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось
наблюдение при особой "психологич." установке ("интроспекция" в узком смысле,
Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание
в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской
концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть
описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства)
и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости
в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было
устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (Титченер).


Кризис "аналитич. интроспекции" наметился
уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её
положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое
не складывается из суммы "элементов", к-рые могут быть из него получены
изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те "первоэлементы", к к-рым
сводилось в "аналитич. интроспекции" наблюдаемое переживание, вообще не
есть его реальные "части" как целого. Поэтому возникла необходимость заменить
расчленяющую "аналитич." установку наблюдателя на естественную, "феноменологическую",
предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого
во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоят, методом психологии; оно лишь поставляет
исследователю "сырой" эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен
в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования. Лит.:
Кравков
С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии,
в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; ВолошиновВ. Н.,
Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии,
М., 1959, с. 164- 184; Е i s 1 е г R., Worterbuch der philosophishen Begriffe,
4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener Е. В., The schema of introspection,
"The American Journal of Psychology", 1912, v. 23, MQ 4; Boring E. G.,
A history of introspection, "Psychological Bulletin", 1953, v. 50, № 3.
А.
А. Пузырей.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я