САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ

САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ вид военно-технич.
спорта, органически связанный с развитием авиации, общего и спортивного
самолётостроения. Включает: 1) полёты на самолётах разных весовых категорий
с поршневыми, турбовинтовыми и реактивными двигателями на установление
рекордов скорости, высоты, дальности, продолжительности, скороподъёмности
и грузоподъёмности; 2) соревнования на 1-местных спортивных и 2-местных
учебных самолётах с поршневыми двигателями в иск-ве выполнения фигур высшего
пилотажа
в прямом и обратном полётах, в полётах по кругу, в самолётовождении
по маршруту, в открытой и закрытой кабинах, днём и ночью, в простых метеорологич.
условиях (см. также Пилотаж). Чемпионаты мира проводятся только
по высшему пилотажу (с 1960 раз в 2 года).


С. с. зародился в нач. 20 в.; в 1905 в
Париже основана Междунар. авиац. федерация (ФАЙ) для руководства междунар.
мероприятиями в области авиационно-спортивной деятельности. В 1906 установлены
первые утверждённые ФАЙ рекорды скорости (41,292 км/ч) и дальности
(220 м) полётов (А. Сантос-Дюмон, Франция), в 1909 - высоты (155
м,
Латам,
Франция). Возникновение воздухоплавательного и С. с. в России связано с
организацией в 1908 в Петербурге Всероссийского аэроклуба (имел отделения
на Д. Востоке, в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде). В 1910 на междунар.
авиац. неделе в Петербурге H. E. Попов установил мировые рекорды продолжительности
(2 ч 04 мин) и высоты (600 м)
полётов. В 1911 состоялся
перелёт из Петербурга в Москву за 1 день (участвовало 12 лётчиков, победитель
А. А. Васильев). До 1914 рус. лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности,
дальности и высоты полётов. Среди мировых рекордов в 20-е - нач. 30-х гг.:
продолжительности полёта - 37
ч 12 мин (К. Смит и Л. Рихтер,
США, 1923), высоты - 12 066
м (Коллизо, Франция, 1924), скорости
-234,47 км/ч (Э. Эрхат, США, 1930).


В СССР в 20-30-е гг. соревнования по С.
с. носили эпизодич. характер и проводились аэроклубами отд. городов. Развитие
С. с. связано с деятельностью массовых добровольных оборонных обществ (Общества
друзей воздушного флота, Авиахима, Осоавиахима, ДОСАВ, ДОСААФ
СССР), Центрального аэроклуба СССР, с
именами В. П. Чкалова, С. Н.
Анохина, А. И. Бодрягиной, Н. М. Голованова, В. П. Пискунова, Я. Д. Форостенко,
М. П. Чечневой, Р. М. Шихина, В. К. Шумилова и др. Выдающиеся достижения
30-х гг.: рекорд высоты полёта с грузом 500 кг - 12 816 м (1936,
В. К. Коккинаки); беспосадочный перелёт в 1937 В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова,
А. В. Белякова по маршруту Москва - Сев. Америка (через Сев. полюс) - 9130
км
по
ломаной линии за 63 ч 16 мин; абсолютные рекорды дальности
полёта по прямой М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина - 10 148
км
(1937)
и женского экипажа - В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой
- 5908,610 км
(1938). Всесоюзные соревнования на спортивных и уч.
самолётах с поршневыми двигателями проводятся ежегодно с 1949. В 1959 создана
Федерация авиац. спорта СССР (в её составе Самолётный комитет), к-рая в
1960 вступила в ФАЙ; в 1965 учреждена самостоят. Федерация самолётного
спорта СССР. С 1967 ежегодно проводятся всесоюзные соревнования на самолётах
с реактивными двигателями. В 60-е гг. для подготовки лётчиков спортсменов
создана сеть авиаспортивных клубов ДОСААФ СССР. В 1974 было св. 1 тыс.
мастеров С. с., в т. ч. 22 засл. мастера спорта, 21 мастер спорта междунар.
класса; среди мастеров С. с. 135 женщин. Абсолютными чемпионами мира по
высшему пилотажу были Г. Г. Корчуганова (1966), В. Д. Мартемьянов (1966),
С. Е. Савицкая и И. Н. Егоров (1970), обладателями мировых рекордов - В.
И. Ильюшин, Г. К. Мосолов, Г. М. Никитин, П. М. Остапенко, И. М. Сухомлин,
Л. Я. Зайцева и др. Сборная команда СССР в 1964 и 1966 завоёвывала Кубок
им. П. Н. Нестерова, учреждённый в 1960 ФАЙ как переходящий приз за командное
первенство в чемпионате мира по высшему пилотажу. Золотой медалью ФАЙ награждены
лётчики-рекордсмены В. К. Коккинаки, М. Л. Попович, авиаконструктор А.
С. Яковлев. На 1 января 1975 советским лётчикам-спортсменам принадлежат
153 мировых рекорда из 395, зарегистрированных ФАЙ (без рекордов по т.
н. коммерческим маршрутам - линиям авиакомпаний). Абсолютные мировые рекорды
на 1 июля 1974 (на самолётах с реактивными двигателями): дальность полёта
- 20168,78 км (установлен в 1962 С. Эвелн, США), дальность по замкнутому
маршруту - 18245,05 км
(1962, В.Стивенсон, США), высота - 36 240
м
(1974,
А. В. Федотов, СССР), скорость по замкнутому маршруту - 2981,5
км/ч
(1967,
М. Комаров, СССР), скорость на базе, определённом участке -3331,507
км/ч
(1965, Р. Стефенс, США). Высшие мировые достижения у женщин: скорость
- 2683,446
км/ч (1975, С. Е. Савицкая), высота - 24 336
м (1965,
Н. А. Проханова, СССР), скорость на 100 км - 2128,7
км/ч (1967,
Е. Н. Мартова, СССР), на 500 км - 2062
км/ч
(1966, М. И.
Соловьёва, СССР), на 1000 км - 1298,16
км/ч
(1967, Л. Я.
Зайцева, СССР), 2000 км - 900,267 км/ч
(1966, Мартова, СССР),
дальность по прямой - 3661,33 км (1962, Ж. Кокран, США), дальность
по, замкнутому маршруту - 2497,009 км (1967, М. Л. Попович, СССР),
время подъёма на высоту 3000 м - 41,2 сек,
6000
м - 61
сек,
9000 м - 81 сек, 12 000-119,3
сек
(1975, С. Е.
Савицкая, СССР). За рубежом С. с. наиболее развит в ГДР, Великобритании,
США, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии. Абсолютные чемпионы мира -
Л. Безак (Чехословакия, 1960), Ю. Тот (Венгрия, 1962), Т. Кастаньо (Испания,
1964), Ч. Хиллард и М. Гаффани (США, 1972).


И. Н. Кожедуб, А. Ф. Косс.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я