САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО искусство
создания садов, парков и др. озеленяемых участков. Специфика С.-п. и. заключается
в использовании для организации пространства живого растит, материала,
непрерывно меняющего свой облик, в объединении элементов природы и художеств,
творчества в единое целое. Практика зелёного строительства включает: создание
садов и парков, подбор растений для различных климатич. и почвенных условий,
размещение и группировку растений в сочетании с архит. сооружениями, водоёмами,
дорогами, площадками, скульптурой, посадку растений и уход за ними и т.
д.
С.-п. и. выработало многообразные композиционные приёмы, к-рые условно
можно свести к двум осн. принципам: регулярному и пейзажному. Для первого
характерна геометрич. композиция, для второго - живописное размещение композиц.
элементов, имитирующее естеств. ландшафт. С.-п. и. возникло в эпоху рабовладельч.
строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях,
дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов Др. Египта (наиболее хорошо
изучено С.-п. и. Новой династии) отличалась строгой регулярностью: центром
композиции служило гл. здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом
на участок, являлась осн. композиционной осью, делившей территорию сада
на две равные части, в каждой из к-рых размещались прямоугольные водоёмы.
В гос-вах Др. Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а
также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (т. н. висячие
сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н. э.). В Др. Греции симметрично посаженные
деревья нередко окружали храмы (напр., Гефестейон - в Афинах, 2-я пол.
5 в. до н. э.), а иногда и центры гор. жизни (напр., афинскую агору).
Уже
в 5 в. до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные
колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в
память погибших героев. С 4-3 вв. до н. э. при жилых домах разбивались
небольшие садики, единств, декоративным акцентом в к-рых являлось дерево,
фонтан или отд. скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом
многих др.-рим. градостроит. структур. Др.-рим. сады, обычно окружённые
колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архит.
форм; большую роль в др.-рим. С.-п. и. играли искусств, водоёмы, фонтаны,
а также подстриженные деревья и кустарники; кроме скульптур и фонтанов,
излюбленными малыми формами были лёгкие грельяжные изгороди, беседки
и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для
др.-рим. С.-п. и. были садики перистилей (хорошо известные по раскопкам
Помпеи и Геркуланума), возникновение к-рых было тесно связано с растущей
урбанизацией антич. общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде.


Исключит, изысканностью отличались ср.-век.
сады араб, стран, Ирана, Ср. Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими
стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов,
разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место
отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам
различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко
цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском п-ове в 8-12 вв.
сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике;
ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы,
выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных
кустарников. С.-п. и. мусульм. стран оказало значит, влияние на планировку
и оформление садов ср.-век. Индии. В садах и парках ср.-век. стран Д. Востока
господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая
в основе этих принципов идея вечной обновляемостн природы в япон. садах
подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но
и самим характером малых архит. форм, облик к-рых навевал ощущение неразрывной
слитности их с естеств. средой.


Сады европ. средневековья носили преим.
утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые
деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отд. декоративные вкрапления
в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём С.-п. и. в европ. странах
начинается в эпоху Возрождения. Итал. архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио
и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности
и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре
гл. здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных
видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками,
монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами.
Ренессансные приёмы С.-п. и. получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре
итал. вилл барокко. Рационалистич. принципы, господствовавшие в
иск-ве абсолютистской Франции 17 в., воплотились в строго геометрич. планировке
регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале
и
др.). Такие сады и парки разбивались преим. на плоской местности или пологом
склоне. Гл. место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались
партеры,
водоёмы
и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные
акценты вносили многочисл. скульптуры, в совокупности представлявшие собой
проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков "французского"
типа лежала т. н. трёхлучевая система аллей, ра-диально расходившихся от
дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. Идеи А. Ленотра
оказали основополагающее воздействие на развитие европ. С.-п. и. 17 - 1-й
пол. 18 вв.


В сер. 18 в. в Европе возникли свободно
распланированные пейзажные парки, в развитии к-рых важную роль сыграли
филос. идеи Просвещения, а также изучение иск-ва Китая. Первоначально
такие парки были созданы в Великобритании (арх. Ч.Бриджмен, У. Кент, Л.
Браун, У. Чеймберс), затем во Франции (арх. Р. Л. Жирарден) и др. странах
Европы. В основе композиции пейзажных, или "английских", парков лежал принцип
творческой переработки мотивов естеств. природы; партеры здесь сменяются
лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы - озёрами и речками,
строго ритмизованные по композиции посадки - отдельно стоящими или свободно
сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливо вьющимися
тропинками. Важное значение обрело последовательно проведённое в общей
композиции и размещении отд. растений представление о своеобразии художеств,
эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры:
пейзажные парки изобиловали "романтич." руинами, а также постройками, имитировавшими
сельское жилище.


Первые сведения о русских садах относятся
к 12 в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. в Москве существовали
т. н. верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верх, этажах зданий
и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца),
а также регулярные сады в загородных усадьбах, для к-рых была характерна
тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными
(рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции европ. С. -п. и.
17 в. творчески развиваются в петерб. дворцово-парковых ансамблях, построенных
в нач. 18 в. (арх. Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим
паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием
водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным
решениям парки сер. 18 в. (арх. В. В. Растрелли и др.): Анненгофский парк
в Москве, парки в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом,
в Кускове и
Архангельском под Москвой. С кон. 18 в. получили
распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик
садоводства А. Т. Болотов, арх. В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и
др. ), лучшими образцами к-рой явились парк в Павловске, пейзажная
часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой - парк в Кузьминках.
С
сер. 19 в. в европ. странах и США создавались многочисл. общественные
(преим. пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной,
"английской" планировки, но к кон. 19 в. мастера С. -п. и. (напр., Ф. Л.
Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного
построения. Однако в целом С. -п. и. кон. 19 - нач. 20 вв. переживает упадок,
что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного
оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно
многим произведениям С. -п. и. 20 в., чему способствуют достижения в области
селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа
япон. сада, испано-мавританского патио, альпийской горки и т. д.
независимо от конкретных природных условий. Стилистич. эклектизм, свойственный
садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать
в С. -п. и. нек-рые приёмы совр. изобразит, иск-ва (бразилец Р. Бурле Маркс
и др.). С. Н. Палентреер. В 20 в. появляются многочисл. новые объекты
С.-п. и. (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки,
"линейные" парки вдоль автодорог, нац. природные и ист. парки, сады на
крышах, большие крытые сады с искусств, микроклиматом). Особенно актуальными
становятся, в частности, проблемы создания больших гор. парков для массового
отдыха (Центр, парк в Нью-Йорке, т. н. амстердамский лес в Нидерландах
и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решённые,
напр., в застройке фин. городов Лахти и Тапиола), восстановления
отработанных территорий (осуществлённого, напр., при разбивке парка Олимпийского
комплекса в Мюнхене), обогащения пластич. возможностей естеств. пейзажной
среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр.


В СССР и др. странах социализма гл. линией
развития С. -п. и. является общественное парковое строительство. Особенно
характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком
такого типа был Центр, парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве,
1935 - 41, арх. А. В. Власов), к-рые стали важной частью системы озеленения
сов. городов и др. населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные
на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографич. групп
населения, все чаще возникают и в др. социалистич. странах [напр., парк
в Катовицах (ПНР)]. Эти требования породили новые композиц. приёмы, осн.
на функциональном зонировании территории, выявлении пространств, специфики
таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион
в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке
Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов,
читален, лекториев. Сов. С.-п. и. развивается и в процессе специализации
парков и садов различного функционального назначения - детских, спортивных,
выставочных, ботанич., зоологич., парков при мемориальных сооружениях
и
т. д. Напр., торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные
парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские"
масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом
и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (напр.,
Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив
в Москве), мастера С.-п. и. стремятся раскрыть эстетич. возможности лесной
среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы
не разрушить сложившиеся экологич. закономерности и придать ей максимальную
художеств, выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной
зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатич.
условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли,
в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, гор. парки в Душанбе
и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов). Нередко парки занимают
терр. с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им
большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе
Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные
системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-70-х гг. в связи с размахом
гидротехнич. стр-ва и осушительных работ мн. новые парки располагаются
в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях
естеств. и искусств, морей, а также водохранилищ ("Острова Юности" на Ангаре
в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В.
И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечат. образцов сов. С.-п. и. связан и
с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные
на отработанных карьерах кирпичных з-дов (Моск. парк Победы в Ленинграде)
или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (напр., Александровский
парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими
в сов. С.-п. и. 60-70-х гг. являются свободные пейзажные построения, осн.
на художеств, интерпретации естеств. ландшафтов и включающие отд. регулярно
распланированные части. Среди крупнейших сов. паркостроителей - В. И. Долганов,
Л.И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова,
Л. И. Рубцов. А. П. Вергунов. Илл. см. на вклейке, табл. XLI, XL1I
(стр. 528-529).


Лит.: Курбатов В. Я., Сады и парки,
П., 1916; Дубяго Т. Б.. Русские регулярные сады и парки, Л., 1963; Ландшафтная
архитектура. [Сб.], М., 1963; 3алеская Л. С., Курс ландшафтной архитектуры,
М., 1964; Саймон дс Дж. О., Ландшафт и архитектура, [пер. с англ.], М.,
1965; JellicoeG. A., Studies in Landscape design, v. 1 - 3, L., 1960-70;
Colvin В., Land and landscape, 2 ed., L., 1970.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я