СААРИНЕН

СААРИНЕН (Saarinen) Элиель (20.8.
1873, Рантасалми, Финляндия,-30.6. 1950, Блумфилд-Хилс, шт. Мичиган, США),
финский архитектор, основоположник национальной романтики в финской архитектуре;
с 1923 работал в США. В 1893-97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в ун-те
(живописи) и в Политехнич. ин-те (архитектуре). В ранних постройках С.
(совм. с X. Гезелиусом и А. Линдгреном - фин. павильон на Всемирной выставке
в Париже, 1900; студия в Виттреске, окр. Хельс, 1902) обращение к приёмам
нар. зодчества и его специфич. материалам (дерево, гранит) сочеталось с
использованием художеств, средств англ, архитектуры кон. 19 в. (Ч. Ф. зи,
Ф. Уэбб) н нем. югендстиля. Здание вокзала в Гельсингфорсе (проект
- 1904, стр-во - 1910-14), отличающееся общей живописностью, обилием изобразит,
элементов (тематич. скульптура, орнамент) и вместе с тем рационалистич.
организацией пространства, стало крупнейшим и завершающим произв. фин.
нац. романтики. В 20-30-е гг. С. отдал дань стилизации ложной готики
и
неоклассицизму.
С
1937, работая вместе с сыном Эро Саариненом,
сочетал рационалистич.
схемы с традиц. архит. элементами (церковь в Миннеаполисе, шт. Миннесота,
1950). Ранние неосуществлённые градостроит. проекты С. (особенно проект
"Большой Гельсингфорс", 1915-18, основанный на принципе рассредоточения
гор. структуры) оказали значит, влияние на теорию и практику градостроительства
в Финляндии и сканд. странах после 2-й мировой войны 1939-45.

Элиель Саар и не н. Национальный музей
в Хельсинки. 1902. Главный вход.



Соч.: Munkkiniemi-Haaga ja Suur-Helsinki.,
Hels., 1915; The city. Its growth, its decay, its future, N. Y., [1943];
Search for form, N. Y., [1948].


Лит.: Christ-Janer A., Eliel Saarinen,
Chi., [1948]. Л. В. Иконников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я