СААР

СААР Саарская область (Saarland,
неофиц.- Saargebiet), земля на 3. ФРГ, в басс. pp. Саар и Мозель, у границы
с Францией и Люксембургом. Пл. 2567 км2. Нас. 1115,7
тыс. чел. (1973), в т. ч. гор. 83% . Адм. ц.- г. Саарбрюккен. Х-во С. имеет
ярко выраженный индустриальный характер. Из экономически активного населения
(406 тыс. чел. в 1972) в пром-сти занято 51,5%, в сел. и лесном х-ве -
2%, на транспорте и в торговле - 19,5%. С.- важный район тяжёлой, гл. обр.
кам.-уг. (см. Саарский угольный бассейн) и металлургич. пром-сти.
Кризис кам.-уг. пром-сти тяжело отразился на экономике С. На чёрную металлургию
приходилось (1973) 27,0% всех занятых в пром-сти, на угольную 13,6%, общее
машиностроение 7,5%, электротехническую 6,2%, произ-во конструкций из стали
н лёгких металлов 7,1%, текст, и швейную пром-сть 4,0%. Добыча кам. угля
10,4 млн. т (ок. 10% добычи в ФРГ в 1972); угольные шахты сосредоточены
в р-не гг. Нёйнкирхен, Зульцбах, Санкт-Ингберт и далее к французской границе;
произ-во кокса 1,3 млн. т, электроэнергии 4,4 млрд. квт*ч, чугуна
4,5 млн. т, стали 5 млн. т. Гл. центры чёрной металлургии
- Фёльклинген, Нёйнкирхен, Саарбрюккен. Развиты хим. пром-сть (коксохимия,
резинотехнич. изделия, азотные удобрения) и нефтепереработка (з-д в Кларентале
мощностью 2,3 млн. т). Автостроение (з-д Саарлуи), вагоностроение,
электротехнич. произ-во; стекольная, керамич. (метлахские плитки) отрасли
пром-сти; в произ-ве потребительских товаров выделяются швейная и мясоперерабат.
отрасли.


Мелкие и средние х-ва до 10 га (80,0%
всех хозяйств) имеют 25% с.-х. площади, х-ва 20-50 га (10% всех
хозяйств) - 41,4% с.-х. площади (1973). Под пашней занято 56,4% с.-х. площади
(в т. ч. под зерновыми 37,6% , кормовыми 7,3% ), под лугами и пастбищами
35%, огородами, садами, виноградниками 8,3%. Под лесом ок. 31,5% площади
С. В с.-х. произ-ве преобладает животноводство; кр. рог. скота 75,4 тыс.
голов (в т. ч, 28 тыс. молочных коров), свиней 73,5 тыс. голов (1973).


Густая сеть путей сообщения, особенно в
р-не Саарлуи - Саарбрюккен - Отвей-лер. Автострада Мангейм - Саарбрюккен
соединяется с сетью автодорог Франции. Судоходство по pp. Мозель и Саар.

А. И. Мухин.



Историческая справка. В ср. века
на терр. С. существовало графство, входившее в состав "Священной Рим. империи".
С 90-х гг. 18 в.до 1814 С. владела Франция. В 1815 большая часть С. отошла
к Пруссии, меньшая - к Баварии. В 1871 С. вошёл в состав Германской империи.
По Версальскому мирному договору 1919 С. был передан в управление комиссии
Лиги Наций на 15 лет. Угольные копи, расположенные на терр. С., передавались
в собственность Франции. В 1935 в результате плебисцита С. отошёл к Германии,
к-рая выкупила у Франции (в соответствии с условиями мирного договора)
Саарские угольные копи. После 2-й мировой войны 1939-45 С. вошёл во франц.
зону оккупации Германии, затем был включён в экономии., валютную и таможенную
систему Франции. В соответствии с соглашением "О статуте Саара" между Францией
и ФРГ, ставшим частью Парижских соглашений 1954, С. был временно
поставлен под контроль Западноевропейского союза. Однако этот статут
был отклонён большинством голосов во время референдума в С. в окт. 1955.
По договору о Сааре 1956 между Францией и ФРГ С. 1 янв. 1957 вошёл в состав
ФРГ; экономич. присоединение С. к ФРГ по соглашению между Францией и ФРГ
было осуществлено к июлю 1959.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я