РУССО

РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.
1712, Женева, - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель,
писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром,
учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-44
секретарь франц. посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и
др. просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи гл. обр.
по вопросам музыки. В 1762, после выхода'в свет пед. романа "Эмиль" и политич.
трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию.
Его преследовали не только франц. католики, но и швейц. протестанты. В
1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы
жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской
диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон.


Р.- наиболее влиятельный представитель
франц. сентиментализма, последнего и наиболее революц. этапа Просвещения.
Социально-филос.
взгляды Р. нашли отражение в его трактатах. В "Рассуждении о науках и искусствах"
(1750) он подвергает критике совр. цивилизацию, осн. на неравенстве и жестокой
эксплуатации народа, и противопоставляет ей "естественное состояние", где
люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудит,
узаконений. Р. отмечает пагубное воздействие наук и иск-в: они "...покрывают
гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди" ("Трактаты", М.,
1969, с. 12), заглушают в них естеств. голос свободы, являются причиной
упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в "Рассуждении о начале
и основании неравенства между людьми" (1755); Ф. Энгельс относил его к
"...высоким образцам диалектики" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 16). Р. утверждает,
что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имуществ.
неравенство породило политическое, закреплённое образованием roc-ва. Трагич.
противоречия прогресса - лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации
углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме,
где все превращены в ничто. Р. обосновывает право народа на восстание:
совр. гос-во держится силой и только сила может его низвергнуть.


Р. понимает, что вернуться к утраченному
раю "естественного состояния" невозможно и человек обречён жить в обществе.
В трактате "Об общественном договоре" (1762) он рисует картину идеального
общества, максимально приближенного к природе. В обществ, состоянии суверенной
свободой обладает не личность, а гос-во, возникшее на основе добровольного
соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные
члены гос-ва. Теория общественного договора приобретает у Р. радикально-демократич.
характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое,
но и имущественное; его обязано охранять гос-во, не допуская поляризации
богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Р.
считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Р.
критикует систему англ, парламентаризма, отстаивает идею нар. суверенитета,
народовластия и, опираясь на опыт антич. полиса и швейц. кантонов,
выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются
собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших гос. образований,
как и идея равенства мелкой крест, и ремесл. собственности, была утопична,
противоречила объективным тенденциям историч. развития, но эта мечта о
равенстве выражала социальные чаяния нар. масс (прежде всего крестьянства)
и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.


Педагогич. воззрения Р. получили выражение
в кн. "Эмиль, или О воспитании" (1762), занимающей промежуточное место
между пед. трактатом и художеств, произв. Утверждая в нач. книги: "Все
прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека",
Р. стремится изолировать своего воображаемого воспитанника Эмиля от тлетворного
влияния общества с тем, чтобы развить заложенные в нём природой задатки
и индивидуальные склонности. Р. не допускает никакого насилия над личностью
ребёнка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравств. воспитанию,
к-рое Р. не мыслит без религ. основы. В этом он расходится с франц. материализмом
18 в. Отвергая культовые формы, церковность, религ. догматику, что и было
причиной осуждения "Эмиля" франц. клерикалами и женевскими кальвинистами,
Р. стоит на позициях деизма. Он сохраняет веру в бога как творца
Вселенной и высшего нравств. законодателя, но, в отличие от Вольтера,
апеллирует
не к просвещённому разуму, а к религ. чувству, живущему в сердце как внутр.
голос совести.

Ж. Ж. Руссо. "Исповедь". Илл. Н. Кузьмина.
Москва. 1949.



Р. выступил с критикой всей сословно-феод.
системы воспитания, подавлявшей личность ребёнка. Он был врагом догматизма
и схоластики, поборником развития у детей самостоят, мышления, настаивая
на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребёнка. Особое
значение Р. придавал трудовому воспитанию. Пед. воззрения Р., проникнутые
гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на
цели, задачи и методы воспитания в кон. 18 - нач. 19 вв. Значит, влияние
оказали взгляды Р. на нем. педагогов-филантропистов (см. Филантропизм),
на
И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, в известной мере на Г. Спенсера,
Дж. Дьюи.

Ж. Ж. Руссо. "Различные сочинения".

Фронтиспис Ж. Б. Пигаля. Амстердам.


Художеств, творчество Р. разнообразно по
жанрам: стихи, поэмы, комедии ("Нарцисс", 1733, пост. 1752, опубл. 1753;
"Военнопленные", 1743, опубл. 1782, и др.); оперы, для к-рых он сам сочинял
и либретто и музыку (наиболее значительная - "Деревенский колдун", пост.
1752, опубл. 1753; музыка оперы написана по образцу франц. нар. песен и
танцев, но в ней ощутимы и черты итал. стиля); одноактная лирич. сцена
"Пигмалион" (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст
с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом муз.-драматич.
жанра мелодрамы; роман "Юлия, или Новая Элоиза" (1761) и "Исповедь" (1766-69,
изд. 1782-89). "Новая Элоиза" повествует о любви аристократки Юлии д'Этанж
и разночинца Сен-Пре. Первая половина книги - гимн естеств. страсти, сметающей
все условности цивилизации; во второй - рисуется семейная жизнь Юлии и
Вольмара, изображённая как утопия идеального общества, прославляются нравств.
долг и обществ, обязанности человека (в духе трактата "Об общественном
договоре"). Между первой и второй половинами книги - не только противоречие,
но и связь: по мысли Р., голос природы, к-рому повинуются герои, делает
их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Р., позволил ему не
только показать "жизнь сердца", внутр. мир героев, но и коснуться важнейших
социальных и филос. проблем века. Это связано с образом Сен-Пре, новым
типом "третьесословного" человека; его волнуют не только личные страсти
и интересы, но и судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет
пейзаж. Ландшафты Р. всегда окрашены лирич. настроением, отвечая душевному
состоянию персонажей.


"Новая Элоиза" пользовалась огромным успехом
у современников, но для последующих поколений большее значение имела "Исповедь"
- самое выдающееся произв. Р. Это не только автобиография, но и роман 18
в. Цель книги - "...показать своим собратьям одного человека во всей правде
его природы" (Р у с с о Ж. Ж., Избр. соч., т. 3, М., 1961, с. 9), во всём
его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью
и беспощадной правдивостью Р. обнажает своё сердце, "...все свои сокровенные
мысли..." (там же, с. 671), не боясь рассказать "...о себе самом самые
отвратительные вещи..." (там же, с. 673). "Вся правда" о человеке - это
рационально неистолковываемая сложность и противоречивость душевной жизни:
высокое соседствует с низменным, добро со злом. Р., однако, сохраняет веру
в добрую основу человеческой природы, к-рую только искажает совр. общество,
заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть
на мир "чужими глазами" и "хотеть чужою волею" (см. "Эмиль", М., 1896,
с. 75). Психологии, анализ неотделим у Р. от социального пафоса "Исповеди".
К ней примыкают и др. автобиографич. произв. Р.: "Диалоги: Руссо судит
Жан Жака" (1775-76) и "Прогулки одинокого мечтателя" (1777-78, опубл. 1782).
Р. оказал огромное влияние на всю последующую лит-ру, обществ, мысль и
философию. С его именем связано целое течение - руссоизм, в той или иной
мере захватившее все европ. страны. За пределами Франции особенно сильным
было влияние идей Р. в Германии (в философии - И. Кант, И. Г. Фихте; в
лит-ре - поэты "Бури и натиска"
Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер, молодые
И. В. Гёте и Ф. Шиллер).


Творчество Р. постоянно привлекало к себе
внимание рус. читателей. А. И. Герцен писал: "Мы также пережили Руссо...,
как французы" (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 322). К Р. проявляли острый
интерес Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Н.
Г. Чернышевский. Л. Н. Толстой, по собств. признанию, "боготворил Руссо".
Ф. М. Достоевский резко полемизировал с идеями Р. Портрет стр. 429.


Соч.: СЕiuvres completes, v. 1 - 13, P.,
1885 - 1905: CEuvres completes, i. 1 - 3, P., 1959-64; в рус. пер.-
Избр. соч., т. 1-3, М., 1961; Юлия, или Новая Элоиза, М., 1968; Трактаты,
М., 1969.


Лит.: Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо
и литературное движение конца 18 и начала 19 вв., т. 1, М., 1910; Верцман
И. Е., Жан-Жак Руссо, М., 1958; Л о т м а н Ю. М., Руссо и русская литература
XVIII в., в кн.: Эпоха Просвещения, Л., 1967; F u s i 1 С. А., Rousseau
juge de Jean-Jacques. 3 ed., P., [1923]; Вurge1in P., La philosophic de
1'existence de J.-J. Rousseau, P., 1952; G r е e n e F. C., J.-J. Rousseau.
A critical study of his life and writings, Camb., 1955; May G., Rousseau
par lui-meme, [P., 1961]; Guёhenno J., Jean Jacques, t. 1-2, [P.,1962];
М о r n e t D., Rousseau, 5 ed. mise a jour, [P., 1963]; Starobinski J.,
J.-J. Rousseau, [P., 1971] (лит.); Т г о и s s о n R., Rousseau et sa fortune
litteraire, P., Saint-Medard-en Jalalles, _ 1971; Senelier J., Bibliographic
generate des ceuvres de J.-J. Rousseau, P., 1950. В. Я. Бахмутский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я