РУССКИЕ

РУССКИЕ нация в СССР. Общая числ.
в стране св. 129 млн. чел. (1970, перепись). В РСФСР Р. составляют 82,8%
населения, в др. союзных республиках - от 2,7% (Арм. ССР) до 42,4% (Казах.
ССР). 68% Р. живёт в городах и 32% - в сел. местностях (по переписи 1959,
соответственно 57,7% и 42,3%). За рубежом Р. живут гл. обр. в США, Канаде
и европ. странах. Говорят на русском языке, к-рый вместе с украинским
и белорусским языками входит в восточнославянскую группу славянских языков.


Р., как и украинцы и белорусы, произошли
от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из вост.-слав, племён
в процессе распада родо-плем. отношений и создания Древнерус. гос-ва вокруг
Киева (см. Киевская Русь). По мнению мн. исследователей, наименование
Р. восходит к названию одного из слав, племён - родиев, россов, или русов.
Наряду с древним самоназванием Р. в 19 - нач. 20 вв. употреблялось назв.
великорусы,
или
великороссы.


Формирование русской, или великорусской,
народности произошло в ожесточённой борьбе против тяжелейшего
монголо-татарского
ига
и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг
Москвы в 14-15 вв. В это гос-во вошли сев. и сев.-вост. древ-нерус. земли.
В 16-17 вв. границы Рус. гос-ва значительно расширились; в это время Р.
начали заселять Ниж. Поволжье, Урал, Сев. Кавказ и Сибирь. В 18- 19 вв.
дальнейшее расширение границ гос-ва сопровождалось расселением Р. в Прибалтике,
Причерноморье, Закавказье, Ср. Азии, Казахстане, на Д. Востоке. Р. вступали
в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономич. и
культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки
х-ва. Р. способствовали переходу кочевых племён и народов к оседлости,
распространению пашенного земледелия, совершенствованию орудий труда, развитию
ремёсел, промыслов, торговли, возникновению постоянных поселений - сёл
и городов.


Во 2-й пол. 19 в. Российская империя
вступила
в капиталистическую обществ, экономич. формацию. Во 2-й пол. 19 в. сложилась
рус. бурж. нация. Передовые слои рус. народа возглавили нац.-освободительную
борьбу народов Российской империи против царизма. Рус. рабочий класс был
ведущим в рядах российского пролетариата в борьбе против капитализма.


Рус. народ создал развитую науку и богатейшую
культуру. Россия явилась родиной самого передового учения 20 в.- ленинизма
(см. Марксизм-ленинизм).


В 1917 рус. пролетариат, руководимый Коммунистич.
партией, поддерживаемый беднейшим крестьянством и рабочими других национальностей
России, совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию - первую
в мире победоносную социалистич. революцию, свергнувшую капитализм. На
всех этапах социалистич. строительства рус. народ оказывал братскую помощь
другим народам СССР в революционных преобразованиях, в преодолении их экономич.
и культурной отсталости. Он сыграл ведущую роль в создании нового, социалистич.
общества, осн. классами к-рого после победы социализма стали рабочий класс
и колхозное крестьянство, а важной частью - народная интеллигенция. Рус.
народ был ведущим и в разгроме фашизма в ходе Второй мировой войны 1939-45,
послевоенном
восстановлении и дальнейшем развитии нар. х-ва страны, создании развитого
социалистического общества.


В ходе социалистич. преобразований Р. сложились
в социалистич. нацию и вместе с др. социалистич. нациями и народностями
СССР образовали новую историч. общность - советский народ.


В советское время, в результате социальных
и экономич. изменений - индустриализации, коллективизации сельского
хозяйства, культурной революции,
произошли коренные изменения в материальных
условиях жизни народа, невиданного расцвета достигли наука, культура, образование.


Этнографические группы. В силу специфич.
условий развития в разных р-нах страны среди Р. к сер. 19 в. сложился ряд
этнографич. групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка
("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, нек-рых обрядах
и т. п.,- северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневелико-русская
группа, занимающая центр, р-н- часть Волго-Окского междуречья (с Москвой)
и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские
черты. Более мелкие этнографич. группы Р.- поморы (на берегу Белого
м.), мещёра (в сев. части Рязанской обл.), различные группы казаков и их
потомков (на pp. Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие
группы - "поляки" (на Алтае),
семейские (в Забайкалье), "каменщики"
(на р. Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют Р. на Крайнем Севере
(по pp. Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие мн. черты окружающих
народов.


Своеобразна и богата материальная и духовная
культура Р. Её лучшие стороны стали традиционными и сохранились до новейшего
времени, особенно среди сел. населения.


Поселения и жилище. Сельские поселения
Р. на С. обычно малодворные, на Ю.- крупные. Типы уличной и улично-квартальной
планировки разнообразны. В социалистич. обществе облик сельских поселений
коренным
образом изменился. Интенсивно строятся новые жилые дома, общественные здания,
производственные комплексы (см. Планировка сельских населённых мест).
Сел.
дома всё менее отличаются от городских, особенно по внутр. убранству. Однако
сохраняются ещё нек-рые традиц. черты, связанные как с географич., так
и с этнографич. факторами. Специфика нар. зодчества проявляется гл. обр.
в украшениях (наличники окон, резьба, узорная обшивка, яркая раскраска
снаружи, иногда - в разные цвета), высотном развитии и материале построек
(см. Деревянная архитектура). Для сев. областей типична высокая
срубная (иногда двухэтажная) изба с подпольем, с двускатной крышей
и примыкающим сзади крытым двором; в южных - относительно низкая срубная
или каркасная, с обмазанными глиной стенами, иногда - саманная или кирпичная
изба или хата с четырёхскатной крышей и открытым двором. Наблюдается
постепенное сближение этих типов жилища (на С. распространились четырёхскатные
крыши, на Ю.- избы с подпольем и т. д.). Усадьба обычно состоит из дома
(включает жилое помещение и примыкающие к нему сени или коридор с клетью
или чуланом) и двора с хоз. постройками (число последних значительно сократилось
с обобществлением хозяйств). На С. и в Поволжье, как правило, есть и баня,
к-рую часто выносят к берегу водоёма.


Совр. жилой дом обычно многокомнатный,
планировка его (расположение комнат) разнообразна. Основу жилища составляет
собственно изба или кухня с русской печью или печами др. типов. Парадная
часть - "горница", "зало", "чистая половина"; от неё перегородками отделены
спальни. Прежнюю кустарную мебель вытеснила городская, фабричного производства.
В быт деревни вошли электричество, радио, телевидение.


Города и пром. посёлки за послевоенные
десятилетия выросли количественно и реконструировались. Центральные части
древних рус. городов сохранили ещё следы старой планировки, иногда с остатками
феод, укреплённого центра (обычно охраняются как памятники истории и культуры),
зачастую - с главными площадями у крепостных стен, от к-рых идут к периферии
города улицы. Новые города имеют совр. правильную планировку (см. также
Градостроительство).
Распространился
новый тип поселения, переходный от сельского к городскому,- посёлок городского
типа.


Одежда горожан и сел. жителей ныне не имеет
резких различий. Традиц. костюм даже до революции сохранялся гл. обр. в
деревне; в дворянской среде его носили лишь до 18 в., в купеческой и среди
нек-рых слоев горожан - до сер. 19 в. Крестьянки в сев. и средневеликорусских
областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных - понёву
из
шерстяной (гл. обр. клетчатой) ткани. Девушки носили на голове повязку
- ленту, венец, в косу вплетали ленты; замужние женщины должны были надевать
головной убор, скрывавший волосы,- кичку с сорокой, в праздники
(гл. обр. на С.) - кокошник. Традиц. головные уборы на С. украшали
речным жемчугом, на Ю.- разноцветным бисером. К кон. 19 - нач. 20 вв. все
их вытеснил головной платок. Мужской костюм почти повсеместно состоял из
рубахи-косоворотки, к-рую носили навыпуск поверх нешироких штанов, с поясом.
Верхняя одежда мужчин и женщин - суконный кафтан, зипун, пониток;
зимой - шуба, полушубок, тулуп. Обувью крестьян были преим. лапти с
онучами, постепенно распространялись кожаные сапоги, коты (жен. обувь),
зимой - валенки. Ныне традиц. костюм сохранился лишь кое-где у женщин,
гл. обр. в юж. областях, реже на С. и в Сибири (напр., у старожилов в Забайкалье).
Нек-рые приёмы отделки народной одежды (вышивка, кружево и др.) используются
в совр. городском костюме. В переработанном виде у Р. распространились
и отд. элементы одежды др. народов СССР (тюбетейки, рубахи-"украинки" и
"гуцулки", узорные вязаные изделия и т. д.). См. также Одежда.


П и щ а с повышением благосостояния трудящихся,
развитием торговли и пищевой пром-сти сильно изменилась, однако сохранила
и много традиц. черт. В городах и в значит, мере в сел. местностях (особенно
через учреждения общественного питания) распространились общеевроп., кавказские,
среднеазиатские и иные блюда; но наиболее характерными остаются разнообразные
хлебные изделия, мучные блюда. Для традиц. рус. кухни были типичны щи,
борщ, похлёбки, тюря, различные каши и кисели, обилие (наряду с мясными
и молочными) рыбных блюд; из напитков - квас, пиво, в прошлом - мёд. Обрядовые
блюда - пироги, блины, кутья (гл. обр. поминальная), пасха, крашеные яйца,
разнообразные караваи, пряники (свадебные) и куличи. Верующие Р. соблюдали
пищевые запреты (гл. обр. посты).


Офиц. религия Р. в прошлом - православие,
введённое
ещё в 10 в. Однако в народе вплоть до Окт. революции 1917 отчасти сохранялись
верования в духов, связанных с домом
(домовой, гуменник), природой
(леший,
водяной,
русалки),
ведьм и пр. Офиц. церковь вынуждена была
приспосабливаться к древним верованиям, допуская наделение христ. "святых"
функциями древнеслав. божеств (напр., Илья-пророк - Перун, Власий - Вел
ее) и соединение с христ. празднествами и обрядами (рождество Христово,
пасха)
дохристианских (зимний цикл: рождество - масленица;
весенне-летний
цикл: семик - троица - Ивйн-Купала). В сов. время в связи с полной
ликвидацией неграмотности, ростом культуры и материального благосостояния
подавляющее большинство Р. стали атеистами.


Народное творчество Р. ярко и оригинально.
Декоративно-прикладное иск-во представлено резьбой и росписью по дереву,
художеств, обработкой металла, кости и камня, керамикой, вышивкой, узорным
тканьём, плетением кружев. Традиц. орнаментика включает разнообразные геометрич.
(гл. обр. в юж. областях) и растительные мотивы, а также изображения птиц,
животных и людей, из к-рых составляются сложные композиции (особенно в
сев. областях). Лучшие традиции нар. иск-ва развиваются в совр. художеств,
промыслах: произ-во керамики (Гжель, Скопин и др.), гравировка по серебру
(Великий Устюг, Сольвычегодск), роспись по дереву (Хохлома), миниатюра
на
изделиях из папье-маше, покрытых лаком (Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино),
игрушка (Моск. и Кировская обл.), вышивка (Заонежье, Мстёра и др.), шитьё
золотом (Торжок), плетение кружев (Вологодская, Кировская, Липецкая обл.)
и др.


Рус. народ создал богатый
фольклор -
былины, воспевающие подвиги богатырей времён Киевской и Новгородской Руси,
историч. песни (в т. ч. о борьбе с татарами, о крест, войнах под предводительством
Степана Разина и Емельяна Пугачёва и мн. др.), сказки, сказы, бывалыцины,
пословицы
и
поговорки. Разнообразны песни (крестьянские, рабочие, солдатские)
- бытовые, плясовые, лирические и мн. др. Особый вид короткой песни (частушка)
зародился в деревнях в 19 в. Во 2-й пол. 19 в. возникли революц. песни,
в сов. время - песни, прославляющие Октябрьскую революцию 1917, героику
Великой Отечеств, войны 1941-45 и др.


Уже в средние века распространились народные
сценич. представления, создававшиеся на основе нар.-поэтич. творчества.
Они имели как лирико-драматич., так и остросатирич. характер (антицерковный,
антифеодальный и т. п.). Это были представления скоморохов, кукольного
театра "Петрушки" (последний оказал значит, влияние на совр. кукольный
театр).


Народная музыка, своеобразная по ладовому
строю (преим. диатоническому), отличается богатством ритмов и многообразием
жанров; в хоровой песне развито многоголосие.


После Окт. революции 1917 получили широкое
развитие различные виды художественной самодеятельности.


Влияние народного иск-ва ярко сказалось
в творчестве многих классиков русской и советской литературы, музыки, живописи.


Рус. дореволюц. и сов. наука, лит-ра, музыка,
театр, изобразит, иск-во внесли огромный вклад в мировую сокровищницу науки
и культуры; они оказали большое влияние на развитие культуры и науки др.
народов СССР, а также народов зарубежных стран. Об истории, хозяйстве,
науке и культуре Р. подробнее см. в ст. РСФСР и в томе СССР.


Лит.: Народы Европейской части СССР,
т. 1, М., 1964 (лит.); Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР,
М., 1968; Русские. Историко-этнографический атлас, [ч. 1-2], М., 1967-70;
Титова 3. Д., Этнография. Библиография русских библиографий по этнографии
народов СССР (1851 - 1969), М., 1970.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я