РОССИНИ

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио
[29.2.1792, Пезаро,-13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён
во Флоренцию)], итальянский композитор. Род. в семье музыкантов (отец-
трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на
чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церк. хорах,
выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематич.
муз. образование получил в Болонском муз. лицее (1806-10), где занимался
у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 чл. Болонской
филармонич. академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ("Вексель
на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами
с антрепренёрами Болоньи, Венеции и др. городов, писал по неск. муз.-драматич.
произв. ежегодно. Эти оперы, в т. ч. "Шёлковая лестница" (1812, Венеция),
"Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творч. индивидуальности
Р. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813)
проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотич.
звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего нац.-освободит,
движения итал. народа против австр. гнёта это было восторженно встречено
публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал "Гимн независимости",
исполненный под его управлением. Австр. полиция установила надзор за Р.,
длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в
основном для театра "Сан-Карло"),- "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей
в Египте" (1818), "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), "Зельмира"
(1822) - претворилось тяготение Р. к па-тетич. стилю, к драматизации оперы-сериа,
перестройке её в нар.-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых
сцен, сквозного муз. развития, драматич. характерности. Одновременно он
работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произв. этого жанра реалистич.
содержанием. С наибольшим блеском муз.-комедийный талант Р. проявился в
опере "Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре
итал. оперы-буффа. Р. стремился к драматургич. и образному обновлению комич.
оперы, он создал бытовую муз. комедию (лирико-комич. опера "Золушка", 1817,
Рим), реалистич. муз. драму ("полусерьёзная" опера "Сорока-воровка", 1817,
Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комич.
операх появляются драматич. и даже трагич. ситуации, а в операх-сериа -
жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итал.
нар. песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые муз.
жанры, богатейшие возможности бельканто.


В 1823 в Венеции была поставлена "Семирамида"
- последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже.
Был муз. руководителем Итал. театра, с 1826- королев, композитором и генеральным
инспектором пения. Изучив франц. оперное иск-во, переработал свои оперы
"Магомет II" и "Моисей в Египте" (в Париже - под назв. "Осада Коринфа",
1826; "Моисей", 1827), сочинил произв. в жанре франц. комич. оперы - "Граф
Ори" (1828). Р. многое воспринял от франц. муз. культуры, но в то же время
он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции. В 1829 в
обстановке обществ, подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была
создана последняя опера Р.- "Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в
развитии жанра большой оперы. Это - лучшая из нар.-героич. опер
Р., в ней по-новому трактована героика, произв. исполнено патриотизма,
рождённого мечтой об освобождении родины. В монархич. странах оперу преследовала
цензура, приходилось менять название, текст (в России - под назв. "Карл
Смелый"). Создав ок. 40 опер, Р. после "Вильгельма Телля" отошёл от оперного
творчества. В последующие годы им написаны фп., вокальные миниатюры, из
произв. крупной формы - "Стабат матер" (1842), "Маленькая торжественная
месса" (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским
муз. лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из
авторитетнейших муз. салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие
на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало
влияние на эволюцию европ. оперного иск-ва 19 в. Неистощимое мелодич. богатство,
лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили
популярность опер Р. во всём мире.

Дж. Россини.

Э. Ростан.


Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический
очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.- Л., 1950; Б р о н ф и н Е. Ф.,
Джоак-кнно Россини. Сизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973;
R a d i с i о t t i G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, ooere ed
influenza su 1'arte, v. 1 - 3, Tivoli, 1927 - 29; Weinstock H., Rossini.
A biography, N. Y., 1968.

Я. Ф. Бронфин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я