Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР Транспорт.
Терр. разделение труда
внутри РСФСР, взаимные связи между отраслями нар. х-ва и между экономич.
р-нами обеспечиваются всеми видами совр. транспорта, к-рый выполняет 69%
общего грузооборота страны - 3388 млрд. т/км (1974). На РСФСР приходится
ок. 3/- 78,9 тыс. км (1974), более 2/дорог с твёрдым покрытием - 273 тыс. км, св. 4/водных путей сообщения - 126 тыс. км, 4/5 магистральных
трубопроводов (нефте- и нефтепродуктопроводов)- 42 тыс. км.
За 1941-74
сеть жел. дорог увеличилась в 1,3 раза, внутренних водных путей сообщения
примерно в 1,4 раза, автомобильных дорог с твёрдым покрытием более чем
в 4 раза, а магистральных трубопроводов более чем в 22 раза. На 1 янв.
1975 на 10 тыс. км2 территории приходилось: жел. дорог
46 км, внутр. водных путей сообщения 74 км, автомоб. дорог
с твёрдым покрытием 160 км, магистральных трубопроводов 28
км.
Густота трансп. сети постепенно уменьшается при переходе от Европ.
части к вост. р-нам. Наиболее высокие темпы роста грузооборота характерны
для трубопроводного и автомобильного транспорта. Однако в структуре грузооборота
ведущее положение сохраняет ж.-д. транспорт. В 1974 его доля составила
61,8% , речного 5,9%, автомобильного 5%, морского 13,6%, трубопроводного
13,6% . В отличие от др. союзных республик для РСФСР характерно явное преобладание
внутри-респ. перевозок (9/ю всего отправления и прибытия грузов).


Ж.-д. транспорт выполняет осн. функции
по обслуживанию межрайонных экономич. связей, обеспечивая ок. 2/грузооборота - 2097 млрд. т/км и более 3/5 пассажирооборота. Наряду
с жел. дорогами общего пользования имеются ж.-д. подъездные пути (87 тыс.
км),
но их грузооборот невелик. Наиболее густая ж.-д. сеть в Центральном,
Центральночернозёмном, Северо-Кавказском и Волго-Вятском р-нах, в Поволжье
и на Урале. Крупнейшие магистрали, к-рые связывают Центр, р-н с др. экономич.
р-нами РСФСР и союзными республиками: Москва-Куйбышев - Челябинск - Омск
- Новосибирск - Красноярск-Иркутск - Хабаровск - Владивосток (Транссибирская),
Москва - Пермь - Свердловск, Москва - Оренбург - Ташкент, Москва - Ленинград
- Мурманск, Москва - Вологда - Архангельск, Москва - Минск - Брест, Москва
- Киев - Одесса, Москва - Харьков - Севастополь, Москва - Ростов-на-Дону
- Баку. За годы Сов. власти, особенно после Великой Отечеств, войны 1941-45,
созданы многие жел. дороги: Коноша - Котлас - Воркута, Обозер-ская - Беломорск,
Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Илов-ля, Астрахань - Кизляр,
Магнитогорск - Целиноград - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет (Южносибирская),
Айдырля - Тобол - Куста-най - Кокчетав - Карасук - Барнаул (Среднесибирская),
Тайшет - Братск - Усть-Кут, Комсомольск-на-Амуре - Сов. Гавань и др. Они
дали возможность вовлечь в пром. оборот новые сырьевые и топливно-энергетич.
ресурсы, усилили наиболее грузонапряжённые направления, связали между собой
отд. магистрали. Протяжённость жел. дорог, переведённых на электровозную
и тепловозную тягу, составляет 72,7 тыс. км (1974), или 92% всей
ж.-д. сети. Электрифицированы магистрали с наиболее интенсивным грузовым
движением, участки жел. дорог с трудным профилем пути, а также пригородные
линии с густым пассажирским движением. Важнейшие из них: Москва - Куйбышев
-Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Слюдянка, Москва- Горький - Пермь
- Свердловск, Москва - Ленинград, Москва - Киев, Москва - Харьков, Москва
- Ростов-на-Дону - Туапсе - Тбилиси и др., пригородные участки Московского,
Ленинградского, Свердловского, Куйбышевского, Новосибирского и др. ж.-д.
узлов.


В 1974 ж.-д. транспортом отправлено 1980
млн. т грузов, в основном кам. угля и кокса, нефт. грузов, чёрных
металлов, лесных, хлебных грузов, минеральных стройматериалов и минеральных
удобрений. В целом по РСФСР отправление грузов несколько превышает прибытие.
На Северо-Западе, в Поволжье, на Сев. Кавказе, в Зап. Сибири и Вост. Сибири
отправление грузов больше прибытия; в Центральном, Центральночернозёмном
и Волго-Вятском р-нах, на Урале и Д. Востоке прибытие грузов больше отправления.
Осн. направление в развитии железнодорожного транспорта - повышение пропускной
и провозной способности железных дорог. Для этой цели намечено стр-во вторых
путей, прежде всего на выходах с Урала в Поволжье и Центр, р-н (Свердловск
- Казань - Москва), из Кузбасса на Урал (Алтайская - Омск), из Сибири в
Юж. Казахстан и Ср. Азию. Будут электрифицированы отдельные линии с интенсивными
грузовыми и пасс, потоками, включая пригородные зоны крупных городов. Вступила
в строй (1975) линия Тюмень - Тобольск - Сургут. Завершается сооружение
линий Краснодар - Туапсе, Белорецк - Чишмы и др. Начато (1974) стр-во Бай-кало-Амурской
магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км по трассе Усть-Кут (ст.
Лена) - Нижнеангарск - Чара - Тында - Бам - Нора - Ургал - Бе-рёзовка -
Комсомольск-на-Амуре. В мае 1975 по участку Бам - Тында прошёл первый поезд.


Речной транспорт. В РСФСР находятся самые
крупные водные магистрали Сов. Союза: Волга с Камой, Обь с Иртышом, Енисей,
Лена, Амур и др. Большое значение для развития речного транспорта имело
создание Бе-ломорско-Балтийского, им. Москвы, Волго-Донского им. В. И.
Ленина су дох. каналов, реконструкция Волго-Балтий-ского водного пути,
гидроэнергетич. стр-во на Волге, Каме и др. реках. Грузооборот речного
транспорта РСФСР составляет 199 млрд. т/км (1974), или почти 94%
речного грузооборота СССР. По количеству перевозимых грузов (387 млн. те)
речной транспорт уступает только автомобильному и ж.-д. Важнейшие грузы:
стройматериалы (ок. '/лес, нефть и нефтепродукты.
Примерно половина грузооборота приходится на Волжский басс., к-рый охватывает
экономич. р-ны с мощным пром. потенциалом. Речной транспорт получает преимущественное
развитие в восточных р-нах в связи с освоением сырьевых и топливно-энергетических
ресурсов. Более высокими темпами растут грузовые перевозки в бассейнах
Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура.


Мор. транспорт обеспечивает значит, часть
внешнеторг. перевозок страны, а также перевозок в большом (напр., по Северному
морскому пути)
и малом каботаже. В РСФСР находятся важнейшие мор. порты:
Новороссийск (самый крупный в стране по грузообороту), Ленинград, Калининград,
Мурманск, Архангельск, Владивосток. Продолжаются работы по дальнейшему
увеличению пропускной способности Владивостокского, Ванинского, Мурманского,
Ленинградского и др. портов. Строится (1975) глубоководный порт в районе
Находки.


Автомоб. транспорт играет видную роль,
прежде всего в обслуживании внутрирайонных перевозок. Уступая др. видам
транспорта (кроме воздушного) по грузообороту, находится на 1-м месте по
количеству перевозимых грузов - 10,8 млрд. т (1974). Важнейшие автомагистрали:
Москва - Ленинград, Москва - Минск, Москва - Киев, Москва - Симферополь,
Москва - Горький - Казань, Москва - Куйбышев, Б. Невер - Якутск, Магадан
- Усть-Нера и др. Завершается стр-во автомагистралей Куйбышев - Уфа - Челябинск,
Ленинград - Мурманск, Москва - Калуга - Брянск - Севск и отд. участков
дорог на др. автомагистралях.


Воз д. транспорт получил в РСФСР большое
развитие под влиянием роста перевозок пассажиров преим. на дальние и ср.
расстояния и необходимости улучшения связей с отдалёнными и труднодоступными
р-нами. Москва, Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск,
Хабаровск, Омск и др. центры РСФСР являются крупными узлами возд. транспорта.
Линия Москва - Хабаровск - Владивосток (вместе с ответвлениями) охватывает
р-ны Урала, Зап. и Вост. Сибири, Крайнего Севера, Якут. АССР, Д. Востока
(включая Курильские о-ва, о. Сахалин и Камчатку). В 1974 возд. транспортом
перевезено пассажиров более 58 млн. чел., грузов и почты - 1,8 млн. те
(в 1960 соответственно 9,5 млн. чел. и 0,5 млн. т).


Трубопроводный транспорт. Значение его
быстро растёт вместе с ростом добычи нефти и газа. Общая длина нефтепроводов
и нефтепродуктопроводов 42 тыс. км (на 1 янв. 1975). Важнейшие из
них - нефтепровод "Дружбах Альметьевск - Куйбышев - Унеча - Мозырь - Брест,
Унеча - Вентспилс, Унеча - Ужгород и дальше в Польшу, ГДР, Венгрию и Чехословакию
(общей протяжённостью 7 тыс. км); Туймазы - Омск - Новосибирск -
Красноярск - Ангарск (3,7 тыс. км), Усть-Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск (1,8 тыс. км), Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши,
Александровское - Анжеро-Судженск, Усть-Балык-Омск. Транспортировка зап.-сиб.
нефти расширяется путём стр-ва трубопровода Омск - Павлодар - Чимкент.
Осн. газопроводы: Ср. Азия - Центр, "Сияние Севера" (Вуктыл - Ухта - Торжок
с отводом до Рыбинска). Сооружается (1975) магистральный газопровод "Сибирь
- Москва" (протяжённостью более 3 тыс. км) по трассе Медвежье -
Надым - Пунга - Ниж. Тура - Пермь - Ижевск - Казань - Горький - Москва.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я