РОССИ

РОССИ Карл Иванович [18(29). 12.1775,
Петербург,- 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего
классицизма.
Рос
в артистич. среде (мать - итал. балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником
арх. В. Ф. Бренны, в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником
на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета
его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву
(моек, постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ - перестройка Путевого
дворца в Твери (1809; илл. см. т. 11, стр. 208). В 1815 вернулся в Петербург,
с 1816 один из гл. архитекторов Комитета для строений и гидравлич. работ.
С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе
обширных градостроит. планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, к-рые
во многом определили облик центр, частей города. После сооружения живописного
дворцово-паркового комплекса на Елагичом острове Р. осуществил стр-во величеств.
Михайловского дворца (1819-25; ныне здание
Русского музея) и торжественного
ансамбля Михайловской площади (ныне
Искусств площадь; план см. т.
10, стр. 465) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с
Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца
(напр., Белый зал; илл. см. т. 10, табл. XVII, стр. 352- 353) свидетельствуют
о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Р. возвёл ансамбль Гл. штаба,
смело решив трудную композиц. и планировочную задачу и создав триумфальный
въезд на Дворцовую площадь
(илл. см. т. 7, стр. 595): Р. изменил
направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего
дворца и перекрыл мощной двойной аркой (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр.
528-529). В 1816-34 Р. создал один из наиболее значит, ансамблей Петербурга,
возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский
академический театр драмы
им. А. С. Пушкина; илл. см. т. 14, табл.
XXV, стр. 320-321) и состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси;
илл. см. т. 12, стр. 272), Александрийской пл. (ныне Островского площадь;
план
см. т. 2, стр. 299) и Чернышёва моста пл. (ныне пл. Ломоносова). Последним
крупным сооружением - зданиями Сената и Синода (ныне Центр, ист. архив
СССР) Р. в 1829-34 завершил формирование Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов).
Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространств. композиции,
разнообразием и органичностью решений, петерб. ансамбли Р. составили вершину
градостроит. иск-ва рус. классицизма. Для творчества Р., одного из создателей
рус. варианта ампира,
характерны широта в охвате архит. задач (от
планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров),
выразительность и богатство ордерных композиций, гармонич. сочетание архит.
форм с аллегорич. скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов,
В. И. Демут-Малиновский
и др.), новаторские конструктивные приёмы
(напр., металлич. перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений
Р. отражал патриотич. идеи величия России - победительницы в Отечеств,
войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и
Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню
Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Гал. Отечеств,
войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроит.
идеи Р., воплощённые им в величавых гор. ансамблях, явились качественно
новым вкладом в архитектуру рус. классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве
Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архит. эклектики.


Лит.: Вейнерт Н., Росси, М.- Л.,
1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского,Л.- М., 1946;
П и-л я в с к и и В. И., Зодчий Росси, М.-Л., 1951.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я