РОССЕЛЛИНИ

РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто
(р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр. Совм. с Ф. Де Робертисом
поставил милитаристские фильмы: "Белый корабль" (1941), "Пилот возвращается"
и "Человек с крестом" (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание
на страданиях, к-рые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную
достоверность. В 1945 поставил фильм "Рим - открытый город", поев, борьбе
рим. участников Сопротивления и проникнутый духом антифаш. единства, героич.
патетикой. Этот .фильм стал манифестом неореализма. Значителен был
и трагический по звучанию антифашистский фильм "Пайза" (1946). В кон. 40-х
- нач. 50-х гг. Р. поставил неск. картин, развивавших тему нравственной
деградации: "Германия, год нулевой" (1948), "Европа 51" (1951), "Где свобода?"
(1952). Религиозно-мистич. мотивы прозвучали в его фильмах "Франциск, менестрель
бога" (1950), "Стромболи" (1950). Подъём демократич. движения помог Р.
преодолеть творч. кризис. Он ставит фильм "Индия 1958" (1958) и ряд картин,
в к-рых возвращается к патрио-тич. и антифаш. тематике: "Генерал Делла
Ровере" (1959), "В Риме была ночь" (1960) и "Да здравствует Италия!" (1960)-
о походах Дж. Гарибальди.


В cер. 60-х гг. Р. работал на телевидении.
Снял ряд общеобразоват. историч. телефильмов ("Взятие власти Людовиком
XIV", "Сократ", "Паскаль" и др.), оставаясь в стороне от передового итал.
киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60-70-х гг. направления
"политическое кино". В 1975 пост, художеств, фильм "Италия, год первый",
искажённо рисующий политич. жизнь страны в послевоенный период.


Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское
кино, пер. с итал., М., 1959.


Г. Д. Богемский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я