РОНДО

РОНДО (итал. rondo, франц. rondeau,
от rond - круг), 1) распространённая музыкальная форма, основанная
на чередовании главной, неизменяемой темы - рефрена, и постоянно обновляемых
эпизодов. Возникла из нар. песен, в которых запев (каждый раз новый)
сопоставляется со стабильным припевом. Старинное, или куплетное,
Р. широко представлено в музыке франц. клавесинистов 17-18 вв. Венские
классики часто обращались к Р. в финалах своих сонатно-симфонич. циклов.
Для их Р. характерны тематич. контраст между рефреном и эпизодами (два,
реже три), появление связующих построений между рефреном и эпизодами, завершающая
целое кода. В последующее время Р. вновь используется и как форма самостоят,
пьесы; композиц. план Р. становится более свободным. Форма Р. проникает
и в вокальные жанры (романс, ария, оперная сцена), в балетную музыку. Черты
Р. находят преломление в многочисленных "рондообразных" формах.


2) Рондо, твёрдая стихотворная форма: стихотворение
из 15 строк в 3 строфах с рифмовкой aabba, abbR, aabbaR, где R - рефрен
(обычно нерифмующийся), повторяющий первые слова 1-й строки. Содержание
Р. преим. любовно-лирическое. Форма возникла во французской поэзии кон.
14 в., расцвела в 16 - 1-й пол. 17 вв.; в России Р. писали поэты 18 в.
и нач. 20 в. Р. 20 в. воспринимаются как стилизации. Пример: "Манон Леско"
М. Кузмина.

В. П. Бобровский, М. Л. Гаспаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я