РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное
и художеств, направление в ев-роп. и амер. духовной культуре кон. 18 -
1-й пол. 19 вв. Франц. romantisme ведёт родословную от исп. romance (так
называли в ср. века романсы испанские, а затем и рыцарский роман)
через
англ, romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque,
а затем rоmantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное".
В нач. 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового лит.
направления, противоположного классицизму.


В сов. литературоведении термину "Р." нередко
придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму
(в широком смысле) тип художеств, творчества, в к-ром решающую роль играет
не воспроизведение действительности, а её активное пересоздание, воплощение
идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной
условности формы, к фантастике, гротеску, символике.


Р.- в традиционном, конкретно-исто-рич.
значении этого слова - явился как бы высшей точкой антипросветительского
движения (см. Просвещение), прокатившегося по всем европейским странам;
его основная социально-идеологич. предпосылка - разочарование в бурж. цивилизации,
в социальном, пром., политич. и науч. прогрессе, принёсшем новые
контрасты и антагонизмы, а также "дробление", нивелировку и духовное опустошение
личности. "...Установленные „победой разума" общественные и политические
учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой
на блестящие обещания просветителей" (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 193). Неприятие бурж. образа жизни,
протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма бурж. отношении,
наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первонач. выражение
в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую
остроту. Действительность, реальность истории оказалась неподвластной "разуму",
иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а совр. мироустройство
- враждебным природе человека и его личностной свободе.


Разочарование в обществе, к-рое предвещали,
обосновывали и проповедовали (как самое "естественное" и "разумное"!) лучшие
умы Европы, постепенно разрослось до "космического пессимизма" (особенно
у поздних зап.-европ. романтиков); принимая общечеловеческий, универсальный
характер, оно сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, "мировой
скорби" ("болезнь века", присущая героям Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж.
Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Дж. Леопарди, Г. Гейне и др.). Возможности
социального совершенствования казались утраченными навсегда; мир предстал
"лежащим во зле": материальный мир затемнён силами распада, в человеке
воскресает "древний хаос", в практике торжествует "мировое зло". Внутр.
тема "страшного мира" (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью
судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю
историю романтич. лит-ры, воплотившись наиболее явственно в специфич. "чёрном
жанре" (в пред-романтическом "готическом романе" - А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин,
в "драме рока", или "трагедии рока",- 3. Вер-нер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер),
а также в произв. Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Однако Р. глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности полярные
"страшному миру". По замечанию Ф. Шеллинга, у ранних нем. романтиков человеческий
дух был раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать
свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно.
От Р. в целом неотделим провозглашённый и пережитый "энтузиазм" - чувство
сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включённости в стихийно-безостановочный
поток жизни, в мировой историч. процесс, ощущение скрытого богатства и
неисчерпаемых возможностей бытия. Глубине и всеобщности разочарования в
действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается
тяга к "бесконечному", к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики
мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении
всех её противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства
- одна из важных особенностей романтич. миросозерцания. "Поскольку человечество
движется, оно приближается к цели, объяснение которой нужно искать по ту
сторону видимого" (А. де Виньи). Разлад между идеалом и действительностью,
характерный и для предшествующих направлений, приобретает в Р. необычайную
остроту и напряжённость, что составляет сущность т. н. романтического двоемирия.
При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в
жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе
(поэты "озёрной школы", Шатобриан, В. А. Жуковский). В творчестве других
(напр., Байрон, П. Б. Шелли, Щ. Петёфи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин)
преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.


Одной из характерных форм противопоставления
идеала и действительности была т. н. романтич. ирония (Ф. Шлегель,
К. В. Ф. Зольгер, Жан Поль, Л. Тик, Брентано, Байрой, Мюссе). Первоначально
она означала ограниченность любой точки зрения (в т. ч. и собственно романтической,
если она устремлена только к "бесконечному"), относительность всякой историч.
действительности, кроме жизни и мира в целом, несоизмеримость безграничных
возможностей бытия с эмпирич. реальностью. Впоследствии в ней отразилось
сознание неосуществимости романтич. идеалов и даже взаимовраждебности мечты
и жизни (отчасти Байрон и особенно Гофман и Гейне).


Отвергая повседневную жизнь совр. цивилизованного
общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному.
Их привлекали фантастика, нар. предания и нар. творчество вообще,
минувшие историч. эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы,
жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Низменной материальной практике
противопоставляли они сильные страсти (романтич. концепция любви) и жизнь
духа, в особенности высшие её сферы: религию, иск-во, философию.


Наследуя традиции иск-ва средневековья,
исп. барокко и англ. Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность,
глубину и антиномичность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю
бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная,
микрокосмос. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим
страстям, к тайным движениям души, к "ночной" её стороне, тяга к интуитивному
и бессознательному - сущностные черты романтич. иск-ва. Столь же характерна
для Р. защита свободы, суверенности и самоценности личности (в к-рой, по
мысли Шеллинга, весь "пафос земного", вся "острота жизни"), повышенное
внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального.
Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов
в бурж. обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и гос-ва.


Вслед за Дж. Вико и И. Г. Гердером
романтики
глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными
чертами нац. характера, особенностями нац. духа и культуры), а также своеобразием
и самоценностью различных историч. эпох. Требование
историзма и
народности
искусства,
верного воссоздания колорита места и времени - одно из важнейших
непреходящих завоеваний романтич. теории иск-ва. Историзм мышления романтиков
особенно наглядво и целостно реализовал себя в созданном ими жанре историч.
романа (Ф. Купер, Виньи, В. Гюго и перераставший рамки романтизма В. Скотт),
в трудах историков франц. романтич. школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье).
Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических,
индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый филос.
смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого - универсума.


В области эстетики Р. противопоставил классицистич.
"подражанию природе" творч. активность художника, преображение реального
мира. Художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный, а
потому и более реальный, нежели эмпирич. действительность, ибо само иск-во,
творчество являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность
мира, а значит и высшую реальность. Произв. иск-ва уподобляются живому
организму, а художеств, форма истолковывается не как внешняя оболочка содержания,
а как нечто вырастающее из его глубин и неразрывно с ним связанное. Романтики
страстно защищают творч. свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность
в эстетике, рационалистич. регламентацию в иск-ве. Гений не подчиняется
правилам, но творит их - эта мысль И. Канта усвоена теоретиками
Р.


Романтики обновили художеств, формы: создали
жанр историч. романа, фантастич. повести, лиро-эпич. поэмы, реформировали
сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху Р. лирика. Возможности поэтич.
слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущённой
метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра,
ритма. Романтики проповедовали разомкнутость лит. родов и жанров, взаимопроникновение
искусств, синтез иск-ва, философии, религии. Они заботились о музыкальности
и живописности лит-ры, смело смешивали высокое и низменное, трагическое
и
комическое,
обыденное
и необычное, тяготели к фантастике,
гротеску,
демонстративной условности
формы. Высшие художеств, достижения Р.- гротескно-сатирич. изображение
мира, открытие "субъективного" человека, проникновенное воссоздание природы
и др.- были унаследованы реализмом
19 в.


Классич. страной Р. была Германия. События
Великой франц. революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного
общеевроп. развития Р., были пережиты здесь преим. "идеально". Это способствовало
перенесению обществ, проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики
И особенно - эстетики. В эпоху, когда разочарование в бурж. преобразованиях
и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры
Германии получают всеевроп. значение и оказывают сильнейшее воздействие
на обществ, мысль, эстетику, лит-ру, иск-во др. стран. Однако в конкретных
национально-историч. условиях каждой страны идеи нем. романтиков нередко
получают специфич. интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный
смысл.


Основы романтич. миросозерцания и романтич.
эстетики заложены были нем. писателями и теоретиками иенской школы (В.
Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик; систематич. форму романтич.
философия иск-ва получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к
иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы иск-ва Р.:
комедия Тика "Кот в сапогах" (1797), лирич. цикл "Гимны к ночи" (1800)
и роман "Генрих фон Офтердин-ген" (1802) Новалиса, ряд фантастич. повестей.
Прогрессивные национально-освободит. идеи и культ античности характерны
для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского
содружества.


Второе поколение нем. романтиков (гейдельбергская
школа) отличает интерес к религии, нац. старине, фольклору. Важнейшим вкладом
в нем. культуру явился сборник нар. песен "Волшебный рог мальчика" (1806-08),
составленный Л. Арнимом и Брентано, а также "Детские и семейные сказки"
(1812-14) бр. Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирич. поэзия
(И. Эйхендорф). Опираясь на мифологич. идеи Шеллинга и бр. Шлегелей, гейдельбергские
романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, науч. направления
в фольклористике и литературоведении - мифологической школы.


В позднем нем. Р. нарастают мотивы трагич.
безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение
к совр. обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы
и повести Гофмана). Идеи и художеств, принципы Гофмана оказали сильное
влияние на последующую лит-ру как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс,
Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистич. мотивы).
Демократич. идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо,
лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя
"последним романтиком" (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает
его наследие критич. пересмотру).


Для англ. Р. характерна сосредоточенность
на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение
противоречивости, даже катастрофичности историч. процесса. Неприятие современного
пром. общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений,
воспевание природы, простых, естеств. чувств - осн. мотивы поэтов "озёрной
школы": У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути. Не веря в возможность
разумного переустройства мира, они утверждали христ. смирение, религиозность,
проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к нац.
старине, к устной нар. поэзии отличает творчество Скотта - автора романтич.
поэм на ср.-век. сюжеты и основоположника жанра историч. романа в европ.
лит-ре. Гимном красоте мира и прекрасной человеческой природе может быть
названа поэзия Дж. Китса, входившего в группу "лондонских романтиков" (её
составили также эссеисты и критики Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант).


Настроениями борьбы и протеста проникнуто
творчество Байрона и Шелли. Их объединяет политич. пафос, резко отрицат.
отношение к существующему обществ, строю, сочувствие к угнетённым и обездоленным,
защита прав человеческой личности, страстная устремлённость в будущее.
Однако неясность политич. идеалов и перспектив обществ, развития рождала
в творчестве Байрона чувство трагич. безысходности, "мировую скорбь". Созданные
им титанич. образы мятежников-индивидуалистов оказали сильнейшее воздействие
на всю европ. лит-ру (т. н. байронизм).


Во Франции, где особенно сильны были традиции
классицизма, Р. встретил наибольшее противодействие и утвердился в лит-ре
лишь к нач. 1820-х гг. Его отличает связь с наследием Просвещения и с предшествующими
художеств, традициями, большая обращённость к современности, к актуальной
социально-политич. проблематике. Формирование франц. Р. связано гл. обр.
с жанром лирич. интимно-психологич. романа и повести: "Атала" (1801) и
"Рене" (1802) Шатобриана, "Дельфина" (1802) и "Коринна, или Италия" (1807)
Ж. Сталь, "Оберман" (1804) Э. П. Сенанкура, "Адольф" (1815) Б. Констана.
В эпоху господства Р. блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго,
Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бёв, М. Деборд-Вальмор). В результате ожесточённой
борьбы с защитниками старого иск-ва романтич. драма (А. Дюма-отец, Гюго,
Виньи, Мюссе) прочно утверждается на театр, подмостках. Дальнейшее развитие
получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее
творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю).
Романтич. критика представлена трактатами Сталь, теоретич. выступлениями
Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода.


Р. получил распространение и в др. европ.
странах: Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Испании (X. де
Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н.
Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии
(М. Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской лит-ры (А. Мицкевич,
Ю. Словацкий, 3. Красиньский, Ц. Норвид).


Утверждение нац. независимости во многом
определяло развитие Р. в США; его отличает большая, чем в европ. странах,
близость к традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.
Ирвинг, Купер, У. К. Брайант), оптимистич. иллюзии в ожидании будущего
Америки, слабая реминисцентность относительно прошлых эпох (средневековья,
Возрождения, барокко), заново открытых европ. Р. Для зрелого амер. Р. (По,
Хоторн, Г. У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др.) характерны большая напряжённость
и многозначность поисков позитивных ценностей и большая усложнённость.
Выделяется особое течение - трансцендентализм (Р. У. Эмерсон, Г. Торо,
Хоторн), подвергший критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласивший
культ природы и простой жизни. Р. своеобразно преломился также в нек-рых
лит-pax Лат. Америки и Азии.


Социально-историч. предпосылки зарождения
Р. в России - обострение кризиса крепостнич. системы, общенац. подъём 1812,
формирование дворянской революционности. Романтич. идеи, настроения, художеств,
формы явственно обозначились в рус. лит-ре на исходе 1800-х гг. Первоначально,
однако, они скрещивались с разнородными доромантич. традициями сентиментализма
(Жуковский), анакреонтич. "лёгкой поэзии" (К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский,
юный Пушкин, Н. М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы
- К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский и др.). Вершиной рус.
Р. первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтич.
стихотворений и цикл "южных поэм").


После 1825 в связи с поражением декабристов
романтич. начала усиливаются, обретают самостоят, выражение (позднее творчество
писателей-декабристов, филос. лирика Е. А. Баратынского и поэтов - "любомудров"
- Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырёва, А. С. Хомякова). Получает развитие
романтич. проза (А. А. Бестужев-Марлинский, ранние произв. Н. В. Гоголя,
А. И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М. Ю. Лермонтова.
Иное вершинное явление рус. Р. и одновременно завершение романтической
традиции в рус. лит-ре - филос. лирика Ф. И. Тютчева.


Начиная с 1840-х гг. Р. в основных европ.
странах уступает ведущее положение критич. реализму и отходит на второй
план (см. Реализм). Однако традиции Р. остаются действенными на
протяжении всего 19 в., обретя новые импульсы и силы в кон. 19 - нач. 20
вв. вт. н. неоромантизме. Термин "неоромантизм", не имеющий единого и устойчивого
науч. применения и не соответствующий к.-л. целостной эстетич. программе,
общей поэтич. системе, относится скорее ко всему разнообразному комплексу,
умонастроений и художеств, поисков, характерному для бурж. гуманитарной
культуры рубежа 19-20 вв. Неопределённость этого понятия усиливается сочетанием
(иногда смыканием) неоромантич. тенденций с тенденциями неоклассицизма
("идеальная"
реакция на возросший антагонизм общества, на господствующий в идеологии
позитивизм, отрицание натурализма в лит-ре и иск-ве). И всё же неоромантизм
тесно связан с Р.: не столько темами и мотивами, не столько их специфич.
трактовкой и формальным строем произв., сколько умонастроением, общими
принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, "раздвоенностью"
рефлексирующего творч. сознания, обращением к иррациональному, "сверхчувственному",
склонностью к гротеску и фантастике, обновлением художеств, формы с установкой
на главенство муз. начала, тяготением к синтезу всех искусств и др. Так
понимаемый неоромантизм объединяет разные явления символизма
в европ.
лит-pax (творчество П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, Ж. Мореаса и др.
во Франции; М. Метерлинка и Э. Верхарна в Бельгии; Р. Рильке и Г. фон Гофмансталя
в Австрии; С. Георге в Германии; Д. Мережковского, 3. Гиппиус, К. Бальмонта,
А. Ремизова, Ф. Сологуба и др. в России), а также в разной мере близкие
символизму "эстетизм" У. Патера и О. Уайльда в Англии, творчество Г. Ибсена
и К. Гамсуна в Норвегии, Г. Гауптмана в Германии. Проступавшим в символизме
и близких ему доктринах мотивам декадентства
(пессимизм, мистич.
эзотеричность) в широких границах неоромантизма противостояли возникающие
в эту эпоху как в импрессионизме, так и в реализме тенденции к романтич.
преображению действительности, героической приподнятости, к утверждению
действенности духовных ценностей (напр., Г. Гауптман, Р. Хух-Германия,
Дж. Пасколи, А. Фогаццаро- Италия, Э. Ростан - Франция). В строгом значении
термин "неоромантизм" общепринят применительно к своеобразной линии англ,
лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв., связанной с разработкой таких жанров, как
приключенческий (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.
Л. Стивенсон, А. Конан Доил), детективный (Г. К. Честертон). Англ, неоромантизм
противостоит как символизму, так и натурализму.


В дальнейшем традиции Р. оказались близки
художникам, остро ощущавшим кризис бурж. общества и бурж. культуры. Прямое
и опосредованное воздействие идейно-творч. установок Р. ощутимо в экспрессионизме,
отчасти
в поэзии сюрреализма и нек-рых др. авангардистских течениях.


Романтич. пафос преобразования жизни, высота
романтич. идеалов оказались близкими советскому иск-ву и обусловили обращение
к наследию романтиков мн. писателей социалистич. реализма.


В музыке Р. как направление складывается
в 1820-е гг.; завершающий период его развития, получивший назв. неоромантизма,
охватывает последние десятилетия 19 в. Ранее всего музыкальный Р. проявился
в Австрии (Ф. Шуберт), Германии (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Л. Шпор,
Ф. Мен-дельсон-Бартольди, Р. Шуман, Р. Вагнер и др.) и Италии (Н. Паганини,
В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.), несколько позднее - во Франции (Г.
Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер и др.), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф.
Лист). В каждой стране он обретал нац. форму; порой и в одной стране складывались
различные романтич. течения (лейпцигская школа и веймарская школа в Германии).
В ряде стран Р., не получив целостного самостоятельного выражения, проявился
в творчестве отдельных композиторов (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский,
ранний М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков и др. "кучкисты", П. И. Чайковский
и А. Н. Скрябин в России, Б. Сметана и А. Дворжак в Чехии, Э. Григ в Норвегии
и др.). В Австрии и Германии важные романтич. черты получили развитие в
творчестве И. Брамса, А. Брукнера, Р. Штрауса и др.


Наряду с общими для всего художеств. Р.
оощественно-историч. предпосылками формирование муз. Р. определялось также
влиянием лит. Р. и всем ходом внутр. развития музыки. Если эстетика
классицизма ориентировалась на пластические иск-ва с присущими им устойчивостью
и завершённостью художеств, образа, то для романтиков выражением сути искусства
стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутр. переживаний.


Муз. Р. воспринял такие важнейшие общие
тенденции Р., как антирационализм, примат духовного и его универсализм,
сосредоточенность на внутр. мире человека, бесконечности его чувств и настроений.
Отсюда особая роль лирич. начала, эмоциональная непосредственность, свобода
выражения. Как и романтич. писателям, муз. романтикам присущ интерес к
прошлому, к далёким экзотич. странам, любовь к природе, преклонение перед
нар. иск-вом. В их сочинениях были претворены многочисл. нар. сказания,
легенды, поверья. Нар. песню они рассматривали как праоснову профессионального
муз. иск-ва. Фольклор был для них подлинным носителем нац. колорита, вне
к-рого они не мыслили иск-ва.


Романтич. музыка существенно отличается
от предшествующей музыки венской классич. школы (см. Австрия, раздел
Музыка); она менее обобщена по содержанию, отображает действительность
не в объективно-созерцат. плане, а через индивидуальные, личные переживания
человека (художника) во всём богатстве их оттенков; ей свойственно тяготение
к сфере характерного и вместе с тем - портретно-индивидуального, при этом
характерное фиксируется в двух осн. разновидностях - психологической и
жан-рово-бытовой. Гораздо шире представлены ирония, юмор, даже гротеск;
одновременно усиливается национально-патриотич. и героико-освободит. тематика
(Шопен, а также Лист, Берлиоз и др.). Большое значение приобретают муз.
изобразительность, звукопись.


Существенно обновляются выразит, средства.
Мелодия становится более индивидуализированной, рельефной, характеристичной,
внутренне изменчивой, "отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний;
гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес
уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает
роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.


В соответствии с общими тенденциями романтич.
эстетики мн. композиторы-романтики стремились к синтезу иск-в. Синтетич.
жанры, обновившись, приобрели в эпоху Р. особое значение. Так, скромную
прежде песню Шуберт, а позднее Шуман, Лист и X. Вольф сделали носителем
глубокого содержания и вывели на одно из самых почётных мест среди других
жанров. В качестве разновидности песни большое развитие получает вокально-инструментальная
баллада.
Складывается
и достигает расцвета жанр песенного цикла ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний
путь" Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" и "Любовь поэта" Шумана и др.).


Центром внимания мн. композиторов стал
наиболее синтетич. жанр - опера, основанная у романтиков гл. обр.
на сказочно-фантастических, "волшебных", рыцарско-приключенч. и экзотич.
сюжетах. Первой романтич. оперой была "Ундина" Гофмана; позднее большой
вклад внёс Вебер (оперы "Вольный стрелок", 1820; "Эврианта", 1823; "Оберон",
1826, и др.); романтич. оперы создали также Г. Мар-шнер и А. Лорцинг, Беллини
и Верди, Берлиоз, Обер, Мейербер. и др. Вагнер, романтически переосмысливая
оперу, выдвинул идею "объединяющего все искусства произведения" (Gesamtkunstwerk)
и пытался осуществить её в зрелых операх ("Летучий голландец", 1841; "Лоэнгрин",
1848; тетралогия "Кольцо нибелунга", 1854-74; "Тристан и Изольда", 1859;
"Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867; "Парсифаль", 1882).


В инструментальной музыке остались определяющими
жанры симфонии, камерного инструментального ансамбля, сонаты для фп. и
для др. инструментов, однако они были преобразованы изнутри. Напр., в сонатно-симф.
циклах стали главенствовать не драматич. напряжение и логика развития темы,
а свободное сопоставление отд. эпизодов, "картин настроений" (симфонии,
камерные ансамбли и сонаты Шуберта и Шумана). Общая лирич. направленность
обусловила в сонате и симфонии большую, чем прежде, роль песенности, напевного
начала. В инструментальных соч. разных форм ярче сказываются тенденции
к муз. живописи. Возникают новые жанровые разновидности, напр. симфонич.
поэма, сочетающая черты сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; её
появление связано с тем, что муз. программность выступает в Р. как одна
из форм синтеза иск-в, обогащения инструментальной музыки через единение
с лит-рой. Программность становится важной не только в симфонич. музыке,
но и в др. видах муз. инструментализма, в т. ч. в фп. музыке. Новым жанром
явилась также инструментальная баллада. Склонность романтиков к восприятию
жизни
как пёстрой череды отд. состояний, картин, сцен обусловила развитие различного
рода миниатюр и их циклов (В. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, молодой
Брамс).


В музыкально-исполнительском иск-ве Р.
проявился в эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в
ярких контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В муз. исполнительстве,
как и в творчестве менее значит, композиторов, романтич. черты нередко
совмещаются с внешней эффектностью, салонностью.


Романтич. музыка остаётся непреходящей
художеств, ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.


В театр, иск-ве Р. сформировался в 1810-40-х
гг. При всём на-ционально-историч. различии творчество крупнейших актёров-романтиков
- Э. Кина (Англия), Л. Девриента (Германия), Г. Модены и А. Ристори (Италия),
П. Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра (Франция), П. С. Мочалова (Россия),
Э. Форреста, Ш. Кашмен (США), Г. Эгрешши (Венгрия) и др.- сближали глубокий
гуманизм, ненависть к филистеру и буржуа, протест против царящей в мире
бесчеловечности.


Основой театр, эстетики стали воображение
и чувство. Восстав против клас-сицистского принципа "облагороженной природы",
актёры сосредоточили внимание на изображении контрастов и противоречий
человеческой жизни. Общественный пафос, страстность обличения, верность
идеалу определили бурную эмоциональность, яркую драматич. экспрессию иск-ва
актёров, стремит, жест. Однако романтич. мироощущение несло в себе и опасность
творч. субъективизма (акцентирование исключительного, причудливого); эмоциональность
иногда подменялась риторич. эффектами, мелодраматизмом.


Романтич. театр впервые утвердил сце-нич.
переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как осн.
содержание актёрского творчества. Р. обогатил выразит, средства театра
(воссоздание "местного колорита", историч. верность декораций и костюмов,
жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей); его художеств,
свершения подготовили и во многом определили осн. принципы реалистич. театра.
С традициями высокого, героич. Р. связано в России иск-во М. Н. Ермоловой,
А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алек-си- Месхишвили, М. К. Заньковецкой,
Г. Араблинского, позднее - Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна,
М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, А. Хидоятова, Н. Д. Мордвинова и
др.


В изобразит, иск-ве Р. наиболее ярко проявился
в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре. (В архитектуре Р.
получил слабое отражение, повлияв гл. обр. на садово-парковое иск-во и
архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотич. мотивами, а также
на направление т. н. ложной готики.) В кон. 18 - нач. 19 вв. черты
Р. в разной мере уже присущи: в Англии - живописным и графич. произв. швейцарца
И. Г. Фюсли, в к-рых сквозь классицистич. ясность образов нередко прорывается
мрачный, изощрённый гротеск; живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка,
проникнутым мистическим визионерством; в Испании - позднему творчеству
Ф. Гойи, исполненному безудержной фантазии и трагич. пафоса, страстного
протеста против феод, и нац. гнёта и насилия; во Франции - приподнято-взволнованным
портретам, созданным Ж. Л. Давидом в период Великой франц. революции, ранним
напряжённо-драматич. картинам и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным
лиризмом (порой экзальтацией образов) работам П. П. Прюдона и противоречиво
сочетающим романтич. тенденции с ака-демич. нормами произведениям А. Л.
Жи-роде-Триозона и Ф. Жерара.


Наиболее последоват. школа Р. сложилась
во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с
догматизмом и отвлечённым рационализмом официального иск-ва академич. классицизма.
Основателем
романтич. школы явился Т. Жерико, смелый новатор в живописи, в творчестве
к-рого всё более нарастали протест против окружающей действительности и
стремление откликаться на исключит, события современности; признанным главой
школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа, создавший ряд картин, проникнутых
революц. пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение Р. к большим
темам, эмоциональной насыщенности образов, поискам новых выразительных
средств живописи. К ним примыкали А. Г. Декан, пейзажисты Ж. Мишель и П.
Юэ, скульпторы П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари и Ф. Рюд. Отвергая в настоящем
всё обыденное и косное, обращаясь только к кульминационным, драматически
острым моментам совр. истории, франц. романтики находили темы и сюжеты
в историч. прошлом, легендах и фольклоре, в экзотич. жизни Востока, в произв.
Данте, Шекспира, Байрона, Гёте - создателей монументальных образов и сильных
характеров. В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности,
напряжённой духовной жизни человека, движения его мимолётных чувств; отголоском
человеческих страстей становится и романтич. пейзаж, в к-ром подчёркивается
мощь природных стихий. Отстаивая неогранич. свободу творчества, его раскрепощение
от академич. канонов, романтики стремились придать образам мятежную страстность
и героич. приподнятость, воссоздать натуру во всех её неожиданных и неповторимых
проявлениях, в напряжённо-выразительной взволнованной художеств, форме.
Классицистич. "подражанию природе" и следованию антич. образцам они противопоставили
принцип преображения реальности, творч. активность художника, создающего
новую, прекрасную и истинную реальность. В противовес классицизму, романтики
придавали композиции повыш. динамику, объединяя формы бурным движением
и прибегая к резким объёмно-пространств. эффектам, использовали яркий,
насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных
тонов, сверкающую и лёгкую, нередко обобщённую манеру письма. Франц. романтики
сделали более массовым иск-во графики, создав новые гибкие формы в литографии
и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу и др.). С романтич.
школой связано и демократическое в своей идейной основе творчество крупнейшего
графика-карикатуриста О. Домье, на живопись к-рого Р. повлиял особенно
сильно. Разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, идеализация
далёких от повседневности явлений, подчёркнутый индивидуализм мировосприятия,
склонность к театрализации мотивов, свойственные Р. в целом, нередко переходили
в трагич. пессимизм, апологию средневековья, крайне субъективную окраску
образов и их мелодраматич. патетику. Консервативные тенденции Р., порой
приводившие к открытому культу монархии и религии, нашли проявление в творчестве
мн. франц. романтиков (Э. Девериа, А. Шеффер и др.) и повлияли также на
Ж. О. Д. Энгра, лидера враждебного Р. позднего классицизма, и его учеников
(Т. Шассерио и др.). Особенно многочисленны были художники, придерживавшиеся
"золотой середины" и эклектически соединявшие романтические принципы с
академизмом, трактовавшие романтическую тематику в поверхностно-эффектном
салонном и академическом духе (П. Деларош, О. Берне, Э. Месонье и Др.).
Романтич. веяниями по-разному было захвачено раннее творчество представителей
реализма во франц. иск-ве - живописцев К. Коро, Т. Руссо, мастеров барбизонской
школы,
Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, скульптора Ж. Б. Карпо; мистицизм
и сложный аллегоризм, подчас присущие Р., нашли преемственность в символизме
(Г. Моро и др.); характерные черты Р. вновь проявились в неоромантич. тенденциях
постимпрессионизма.


Ещё более сложным и противоречивым было
развитие Р. в Германии. Ранний нем. Р., к-рому свойственны повышенный интерес
ко всему остро индивидуальному и неповторимому, меланхолически-минорная
тональность эмоционального строя и как бы отстранённость образов, мисти-ко-пантеистические
настроения, связан гл. обр. с поисками в области портрета, аллегорических
композиций (Ф. О. Рунге) и пейзажа (австриец И. А. Кох и К. Д. Фридрих).
Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и
стилистич. особенности лгал, и немецкой живописи 15 в. питали творчество
т. н. наэарейцев (Ф. Овербека, Ю. Шнорра фон Карольсфельда, П. Корнелиуса
и др.), чья позиция стала особенно консервативной к сер. 19 в. Для художников
дюссельдорфской
школы
(А. Ретель, В. Шадов, К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт и др.), в известной
мере близкой Р., были характерны, помимо воспевания ср.-век. идиллии в
духе совр. романтич. поэзии, поверхностная сентиментальность и сюжетная
занимательность. Влияние Р. затронуло и творчество представителей
бидермейера
(австриец
Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазен-клевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. С середины
19 в. линия немецкого Р. продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической
живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в жанрово-повествовательных,
камерных по звучанию работах Л. Рихтера, К. Шпицвега и австрийца М. Швинда.
Так же, как и во Франции, поздний нем. Р. (в большей мере впитавший здесь
черты натурализма,
а затем "модерна") к кон. 19 в. сомкнулся
с символизмом (творчество швейцарца А. Бёклина, X. Томы, Ф. фон
Штука и М. Клингера). В Англии в 1-й пол. 19 в. известной близостью к франц.
Р. и вместе с тем самобытностью отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона,
романтич. фантастикой и поисками новых выразит, средств (близких в будущем
импрессионизму) - пейзажи У. Тёрнера. Релит.-мистич. настроениями, привязанностью
к культуре средневековья и Раннего Возрождения, тяготением к лит. реминисценциям,
а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позд-неромантич.
движение
прерафаэлитов
(Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант,
Э. Берн-Джонс и др.), повлиявшее как на социально осознанное творчество
У. Морриса, так и на мистико-символич. живопись Ф. Уотса и сложение стиля
"модерн" (О. Бёрдсли и др.).


В США в течение всего 19 в. романтич. направление
представлено гл. обр. пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтич.
пейзаж развивался и в др. странах, однако осн. содержание Р. в тех странах
Европы, где пробуждались идеи нац. освобождения и нац. самосознания, составляли
интерес к героич. истории своей страны, к нац. культурному и художеств,
наследию, темы нар. быта и освободит, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса,
Л. Галле, X. Лейса и А. Вир-ца в Бельгии; Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж.
Карневали и Д. Морелли в Италии; Д. А. Сикейры в Португалии; И. Манеса
и И. Навратиля в Чехии; М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии; А. Орловского,
П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше.


В России Р. в разной степени проявился
в творчестве мн. мастеров. Романтич. приподнятость и взволнованная страстность
образов характерны для произв. переселившегося в Россию А. О. Орловского,
для ряда портретов О. А. Кипренского, увлечение романтич. мотивами - для
нек-рых работ Ф. П. Толстого. Существ, влияние Р. оказал на формирование
рус. пейзажа (творчество С. Ф. Щедрина, М. И. Лебедева и особенно М. Н.
Воробьёва и И. К. Айвазовского). Черты Р. противоречиво сочетались с академич.
классицизмом в живописи К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни (в то же время портреты
Брюллова дают наиболее яркое выражение принципов Р. на рус. почве). В известной
мере влиянием Р. была затронута живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.
В отличие от Р. др. стран, рус. Р. не образует прямой связи с неоромантизмом
кон. 19 - нач. 20 вв. Во 2-й пол. 19 в. тенденции Р. прослеживаются лишь
в своеобразном ре-лиг.-романтич. творчестве Н. Н. Ге и пейзажах А. И. Куинджи.


Лит.: Га им Р., Романтическая школа,
пер. с нем., М., 1891; Замотин И. И., Романтизм 20-х гг. 19 столетия в
русской литературе, т. 1 - 2, 2 изд., М., 1911 - 13; Жирмунский В. М.,
Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; Облом невский Д.,
Французский романтизм, М., 1947; Реизов Б. Г., Французский исторический
роман в эпоху романтизма, Л., 1958; его же, Между классицизмом и романтизмом,
Л., 1962; Ел истратова А., Наследие английского романтизма и современность,
М., 1960; Г у к о в с к и и Г. А., Пушкин и русские романтики, М., 1965;
Дьяконова Н. Я., Лондонские романтики и проблемы английского романтизма,
Л., 1970; Б о б р о в а М. Н., Романтизм в американской литературе 19 в.,
М., 1972; Б е р к о в с к и й Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Европейский
романтизм, М., 1973; Романтизм в славянских литературах, М., 1973; К истории
русского романтизма, М., 1973; Walzel O., Deutsche Romantik, Bd 1 - 2,
5 Aufl., Ьрг.- В., 1923-26; S t r i с h F., Deutsche Klassik und Romantik
oder Vollendung und Unendlichkeit, Bern, 1969; KluckhohnP., Das Ideengut
der deutschen Romantik, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Schenk H. G., The mind
of the Europeen romantics, L., 1966; К о r f f H. A., Geist der Goethezeit,
[7 Aufl. ], Tl 3 - 4, Lpz., 1966; Tieghem P., Le romantisme dans la litterature
europeenne, 2 ed., P., 1969; Hof f man M. J., The subversive vision. American
romanticism in literature, N.Y.- L., 1972; Вопросы романтизма в советском
литературоведении. Библиографический указатель. 1956-1968 гг., ред. Н.
А. Гуляев, Каз., 1970. Асмус В., Музыкальная эстетика философского романтизма,
"Советская музыка", 1934, №1; Соллертинский И., Романтизм, его общая и
музыкальная эстетика, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956;
Житомирский Д., Заметки о музыкальном романтизме. (Шопен и Шуман), "Советская
музыка", 1960, № 2; Ванслов В., Эстетика романтизма, М., 1966; 1st el Е.,
Die Blutezeit der musi-kalischen Romantik in Deutschland, 2 Aufl., Lpz.-
В., 1921; Т i e r s о t J., La musique aux temps romantiques, P., 1930;
D a m e r i n i A., Classicismo e romanticismo nella musica, Firenze, 1942;
Einstein A., Music in the romantic era, N. Y., 1947; Сhantovoine J., Guadefroy-Demombуnes
J., Le romantisme dans la musique europeene, P., 1955; Stephenson K., Romantik
in der Tonkunst, Koln, 1961; Beitrage zur Geschichte der Musikanschauung
im 19 Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965. История западноевропейского
театра, т. 3-4, М., 1963-64. Яворская Н. В., Романтизм и реализм во Франции
в XIX веке, [М.], 1938; её же, Западноевропейское искусство XIX века, М.,
1962; Венту р и Л., Художники нового времени, пер. с итал., М., 1956; История
русского искусства, т. 8, кн. 1 - 2, М., 1963-64; Всеобщая история искусств,
т. 5, М., 1964; Мастера искусства об искусстве, т. 4, М., 1967;
Кожина Е., Романтическая битва, Л., 1969; Живопись французского романтизма.
Выставка произведений из собраний музеев Франции. Каталог, М., 1969; Искусство
романтической эпохи. [Материалы научной конференции], М., 1969; Р a u I
i G., Die Kunst des Klassizismus und der Romantik, В., 1925; Rosentha1
L., L'art et les artistes romantiques, P., 1928; Benz R., Schneider A.
v о n, Die Kunst der deutschen Romantik, Munch., 1939; Reau L., L'ere romanti-que.
Les arts plastiques, P., 1949; В r i о n M., Romantic art, L.-N. Y., [I960];
Соurthion P., Le Romantisme, [Gen.], 1961; К е у s e r E. de, L'occident
romantique. 1789-1850, Gen., 1965; Cogniat R., Le romantisme, Lausanne,
1966. The romantic movement bibliography. 1936-1970, v. 1 - 7, Ann Arbor,
1973. В. П. Большаков, А. М. Гуревич (Р. в лит-ре), Ю. Н. Хохлов
(Р.
в музыке), В. А. Марков (Р. в изобразит, иск-ве).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я