РОМАНС

РОМАНС (исп. romance, от позднелат.
romanice, букв.- по-романски, т. е. по-испански), камерное муз.-поэтич.
произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Р."
возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую
песню на исп. ("романском", а не на латинском, принятом в церк. песнопениях)
языке, вскоре вошёл в обиход и в др. странах. В нек-рых странах Р. и песня
обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. Song. В России вокальное произв.
с текстом на франц. языке (хотя и написанное русским композитором) вначале
называлось Р., с текстом на русском языке - российской песней.


В Р. мелодия теснее, чем в песне, связана
со стихом, отражает не только общий его характер и поэтич. структуру, но
и отд. образы, ритмич. и интонац. частности. Инструментальное сопровождение
в Р. имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией
элементом единого целого. Жанровые разновидности Р.- баллада, элегия, баркарола,
романс в танц. ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых
признаков: обычно небольшое лирич. произв., строфич., рифмованное, со стихами
средней длины, с напевным типом интонирования (см. Мелодика стиха).


Расцвет Р. как синтетического муз.-поэтич.
жанра начался во 2-й пол. 18 в. в Германии, Франции и России. Большое влияние
на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов: И. В. Гёте, Г. Гейне,
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета и др. В 19 в.складываются яркие
национальные школы Р.: немецкая и австрийская (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И.
Брамс, X. Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Визе, Ж. Мае-сне),
русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи,
М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский,
С. В. Рахманинов, С. И. Танеев). Наряду с камерно-вокальной классикой развивался
бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей, в рус. музыке - и цыганский
романс.



Рус. композиторы 19 в. уделяли особое внимание
проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова
Р. нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием.
Стремясь углубить выразит, возможности Р., композиторы зачастую объединяют
их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену
("К далёкой возлюбленной", 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла
созданы Шубертом ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), в дальнейшем
к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и мн. др. композиторы,
в т. ч. русские: Глинка,Мусоргский, Римский-Корсаков. Во 2-й пол. 19 -
нач. 20 вв. в области Р. выдвигаются представители чешской, польской, финской,
норвежской нац. школ.


В 20 в. композиторы, отказываясь от типовых
жанров, ищут в жанре Р. гл. обр. новых путей синтеза музыки и слова; зачастую
они называют свои произв. не Р., а "стихотворениями для голоса с сопровождением"
(Вольф, К. Дебюсси, Танеев, поздний Рахманинов, С. С. Прокофьев и др.).


Сов. Р. характеризуется творческим развитием
классич. камерно-вокальных жанров (А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский,
Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров) и обновлением их через усиление песенного
(Г. В. Свиридов) или декламационного, характеристического (С. С. Прокофьев,
Д. Д. Шостакович) начал. Расширяется круг выразит. средств Р., появляются
циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов.


Р. часто наз. инструментальные пьесы певучего,
напевного характера - для скрипки, виолончели и др. инструментов, а также
лприч. стихотворения, не имеющие муз. сопровождения, но построенные по
той же системе интонац. приёмов, что и характерные романсные тексты (романсами
названы: "Желание" В. П. Жуковского, сб-к "Романсы без слов" П. Вердена,
"Под вечер, осенью ненастной" А. С. Пушкина).


Лит.: Кюи Ц. А., Русский романс,
СПБ, 1896; Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в
кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790 - 1825, Л., 1956; Васина-Гроссман
В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956; е ё ж е, Романтическая
песня XIX века, М., 1966; е ё ж е, Мастера советского романса, М., 1968;
М о s e r H. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1 - 2, B.-Z., [1937];
Gougelot H., La romance francaise sous la Revolution et l'Empire, Melun,
1943; N о s k e F., La melodie francaise de Berlioz a Dupare, P.- Amst.,
1954. В. А. Васина-Гроссман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я