РОМАН

РОМАН (франц. roman, нем. Roman),
разновидность эпоса как рода лит-ры, один из больших по объёму эпич.
жанров, к-рый имеет содержат, отличия от другого такого же жанра - национально-исторической
(героической) эпопеи, активно развивается в зап.-европ. лит-pax с эпохи
Возрождения, а в новое время получает господств, значение в мировой лит-ре.
Сначала Р. называли повествоват. произведения, созданные на к.-л. романском
яз., в отличие от других, написанных на латыни - лит. яз. средневековья.
Позднее, когда появились англ, и нем. Р., старое значение термина забылось,
и он получил совр. значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии
Р. (romances) называют только те из них, в к-рых изображаются необычайные
приключения, а социально-бытовые Р. наз. novels. Преобладающая форма Р.-
прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.


В отличие от эпопеи с её интересом
к становлению общества - к событиям и положит, героям национально-историч.
значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной
личности в её собственной жизни и в её внешних и внутр. столкновениях со
средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда
в феод, обществе с его строгой системой авторитарных норм - религ., сословных,
корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отд.
личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного
отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного
начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только
для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах,
но и для формирования нового, "гуманистического" миросозерцания.


В Европе неск. Р. было создано ещё в позднюю
пору (1-4 вв.) жизни антич. общества (т. н. антич. любовный Р., напр. "Эфиопика"
Гелиодора),
но
настоящее развитие Р. началось только на подступах к зап.-европ.
Возрождению,
прежде
всего - во франц. лит-ре 12 в., откликавшейся на возникновение нового,
"куртуазного" идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетич.
переживаниям, к-рые особенно сильно проявлялись в любви к "прекрасной даме",
избраннице сердца, и были ярким выражением "личностного начала", дотоле
ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это
привело к созданию многочисл. рыцарских романов
(стихотворных и
прозаических), в к-рых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические
подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героич.
эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.


Позднее, с 16-17 вв., "романические" интересы
стали возникать у писателей из демократич. слоев общества; сначала в испанской,
а затем в др. зап.-европ. лит-pax появились приключенческие Р., гл. героями
к-рых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости,
изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались
в высшие слои уже клонившегося к упадку феод, общества, добиваясь там высокого
положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (напр., "Похождения
Жиль Блаза" А. Р. Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали
широкие картины нравов различных социальных слоев.


Оба вида Р. имели нечто общее в построении
сюжетов.
Приключения
рыцарей или "плутов" заключались в их столкновениях с различными, часто
случайными опасностями в разных местах; сюжет произв. был лишён "единства
действия" и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только
единством гл. героя и временной последовательностью. А по своеобразию художеств,
мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений,
и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.


Ещё в нач. 17 в. (закат Возрождения) было
создано приключенческое произв., объединившее мотивы плутовского, пасторального
и рыцарского Р.,- "Дон Кихот" Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать
эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю
европ. романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей
и в последующие века "дон-кихотской ситуации" (противостояние субъективно
героической человеческой натуры и прозы жизни).


Приключенч. Р. разных видов возникал и
развивался в ту историч. эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные
силы, к-рые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда
же-на подступах к бурж. революциям- такие идейные антагонизмы стали возникать,
они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными обществ,
идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отд. личностей,
к-рое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с
обществом. Тогда на смену при-ключенч. Р. постепенно пришёл Р., в сюжете
к-рого развивался единый конфликт - или между гл. героями, занимающими
разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной
средой.


Первыми авторами Р. нового типа были англ,
и франц. сентименталисты сер. 18 в. Так, в "Юлии, или Новой Элоизе" (1761)
Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствит. любовь аристократки
Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний,
но и их внутр. протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего
дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак,
Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую
форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.


В России приключенч. Р. возникли в безымянной
лит-ре кон. 17 -нач. 18 вв. ("Повесть о Василии Кориотском" и др.), а затем
создавались низовыми демократич. писателями вплоть до "пушкинской" эпохи
(М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым рус. Р. нового типа был "Евгений
Онегин" А. С. Пушкина; на его традицию опирались мн. романисты 19 в. (М.
Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).


Р. нового типа, основанные на более принципиальных
идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики
и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных
взаимодействиях, мн. авторы прослеживали и формирование, и изменение этих
характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали
повествованием очень широкие сферы обществ, жизни изображаемых эпох и стран
- их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы ("Евгений Онегин"
Пушкина, "Отец Горио" Бальзака, "Тяжёлые времена" Диккенса). Такие Р. нередко
бывали разветвлёнными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму
("Утраченные иллюзии" Бальзака, "Холодный дом" Диккенса, "Анна Каренина"
Л. Н. Толстого, "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), а иногда даже
объединялись в циклы (в "Человеческой комедии" Бальзака, "Ругон-Маккарах"
Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень
историзма художеств, мышления и на этой основе приходили (часто стихийно)
к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами обществ,
жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие
противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему
даже тех героев, позициям к-рых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям.
И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих
конфликтах и особенно в развязках ("Герой нашего времени" Лермонтова, "Мадам
Бовари" Г. Флобера, "Идиот" Достоевского). Нек-рые романисты, обладавшие
очень активными нравств. идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли
духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 век стал
классич. стадией развития жанра.


В 20 в. традицию социально-бытового, нередко
вместе с тем и психологич. Р. "критического" реализма продолжают мн. писатели
(Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г.
Грин, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, У.Фолкнер и др.). В то же время в развитии
жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны,
кризис идеологич. сознания бурж. общества проявился в утере ориентации
на объективные процессы и закономерности обществ, жизни, в резком усилении
субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты
отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном "потоке сознания"
героев,
на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей
идейной концепцией и часто переходящем в психологич. "натурализм". Так
возник в мировой лит-ре 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж.
Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также "Новый роман").


С другой стороны, в России, затем в СССР
и позже в др. странах в их социалистических лит-pax, выражающих революционное
конкретно-историч. миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократич.
традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения
граждански-активной частью рабоче-крест. масс и демократич. интеллигенции
и вместе с тем процесс их участия в революц. движении, в гражд. борьбе,
в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы
и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические
или романтико-героические по своему пафосу, критически-утверждающие жизнь,
созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно
жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19
в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе
действенного участия героев в революц. становлении нового общества. Такие
Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму ("Мать" М. Горького, "Разгром"
А. А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. А. Островского), но часто в связи
с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного
развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонац. советской
лит-ре роман-эпопею представляют такие произв., как "Тихий Дон" М. А. Шолохова,
"Хождение по мукам" А. Н. Толстого, "Живые и мёртвые" К. Симонова, "Кровь
людская - не водица" М. А. Стельмаха, "Просвет в тучах" А. М. Упита, "Путь
Абая" М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистич. лит-pax - " Мёртвые остаются
молодыми " А. Зегерс, "Коммунисты" Л. Арагона, "Хвала и слава" Я. Ивашкевича.


Лит.: Веселовский А. Н., История
или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Г р и ф ц о в Б. А., Теория
романа, М., 1927; Фоке Р., Роман и народ, пер. с англ., М., I960; Деке
П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение
романа, М., 1963; Мотылёва Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова
И., Роман - в центре споров, "Вопросы литературы", 1967, № 5; Б а х т и
н М. М., Эпос и роман, "Вопросы литературы", 1970, № 1; Поспелов Г. Н.,
Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития
литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М., 1975; Kayser W., Entstehung
und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory
of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P.,
1972; H i 1 1 e-brand В., Theorie des Romans, Bd 1 - 2, Munch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я