РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ цены, по к-рым товары
и услуги реализуются населению и др. потребителям. Р. ц. при социализме,
планомерно воздействуя на спрос, стимулируют произ-во товаров, выступают
как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см.
Реальные
доходы населения).



В СССР потребительские товары и услуги
реализуются гл. обр. по фиксированным гос. Р. ц. Небольшая часть с.-х.
продукции продаётся по ценам, складывающимся на колх. рынке под влиянием
спроса
и предложения
товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым
потребительской кооперацией по договорённости с производителями.


Гос. Р. ц. определяются исходя из общественно-необходимых
затрат труда на произ-во и реализацию товаров. Осн. элементы Р. ц.: издержки
произ-ва и обращения товаров и прибыль производств, предприятий и торгово-сбытовых
орг-ций. Цены на алкогольные напитки, таб. изделия и нек-рые др. товары
включают также налог с оборота.


Общий уровень Р. ц. и его изменения определяет
Сов. Мин. СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются гос.
органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. ц. на
аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских
свойствах): на основные не-продовольств. товары - на едином для всей страны
уровне, на основные продо-вольств. товары, а также мебель, стекло, бензин
и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование
цен).
На нек-рые виды товаров и услуг Р. ц. устанавливаются респ. и
местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные
различия в ценах, то они устраняются путём координации Р. ц., осуществляемой
Гос. к-том цен при Сов. Мин. СССР. На отд. с.-х. товары (картофель, овощи
и др.) устанавливаются сезонные Р. ц. Потребительские товары устаревших
фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длит,
хранения и по др. причинам продаются по сниженным ценам. Р. ц. фиксируются
в прейскурантах.


Политика Р. ц. Сов. гос-ва подчинена интересам
развития социалистич. экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В
1947-54 гос. Р. ц. на товары нар. потребления ежегодно снижались. В последующие
годы Сов. гос-во планомерно осуществляет политику стабильности уровня гос.
Р. ц., снижения цен на отд. виды товаров по мере накопления товарных ресурсов
в условиях непрерывного увеличения ден. доходов населения через оплату
по труду и обществ, фонды потребления (см. табл.).

Индексы государственных розничных цен
в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)


























































































































































1965


1970


1974




75


75


75


Продовольственные
товары


75


75


76


в т. ч.:








мясо и птица


85


85


85


масло животное


83


83


83


сахар


75


73


73


хлеб и хлебобулочные
изделия


59


59


59


Непродовольственные
товары


76


75


74


в т. ч.:








хлопчатобумажные
ткани


70


68


68


шерстяные ткани
и платки ........


85


83


83


трикотажные изделия


87


86


83


кожаная обувь


82


81


81


часы наручные


45


46


46





В зарубежных социалистич. странах наряду
с общими закономерностями формирования и динамики Р. ц. существуют особенности
организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного
опыта страны-члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии
внутреннего ценообразования.


При капитализме Р. ц. подвержены стихийным
колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса
и предложения. В условиях гос.-монополистич. капитализма они используются
как инструмент перераспределения нац. дохода в пользу монополий. Различают
неск. видов Р. ц. Цены, установленные гос-вом, охватывают ограниченную
номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень к-рых
определяется пром. монополиями, играют важную роль в осуществлении ими
контроля над сбытом товаров массового произ-ва. Это, как правило, монопольные
цены,
обеспечивающие получение монопольной прибыли.


Цены со свободной калькуляцией складываются
в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая
цена,
уплачиваемая розничными торг, предприятиями оптовым фирмам, плюс
торг, накидка.


С кон. 60-х гг. в капиталистич. странах
наблюдается инфляционный рост Р. ц., особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно
сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74 прирост индекса
потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во Франции
250%; в Японии он достиг 304 %, причём подавляющая часть этого прироста
приходится на 70-е гг.


Лит. см. при ст. Ценообразование.

М. В. Кокорев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я