РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ составная часть
внутренней
торговли,
заключит, фаза обращения предметов личного потребления, где
происходит реализация товаров и услуг в обмен на ден. доходы населения.
В социалистич. странах Р. т. призвана обеспечивать комплексное и качественное
обслуживание населения, способствовать рациональному использованию внерабочего
времени трудящихся.


В СССР осн. социальные формы Р. т.- гос.
и кооперативная торговля, где всё более отчётливо проявляются общие для
социалистич. торговли закономерности (планомерная организация и концентрация
хоз. деятельности, централизация управления) и тенденции развития (рациональное
сочетание универсализации и специализации и др.). В систему Р. т. входит
также колх. торговля. Р. т. осуществляется в городах в основном специальными
гос. торгующими орг-циями Мин-ва торговли СССР и союзных республик, на
селе - потребительской кооперацией; имеет разветвлённую сеть предприятий:
универмаги, универсамы, специализированные магазины, палатки, киоски и
т. д. В 1973 насчитывалось ок. 700 тыс. предприятий государственной и кооперативной
торговли с общим количеством занятых св. 4 млн. чел. Всё большее распространение
получают торговля по заказам населения, развозная торговля, продажа товаров
в кредит, посылочная торговля и др. Внедряются прогрессивные формы
и методы торговли (самообслуживание и др.), высокопроизводительное торговое
оборудование, совершенствуется технология доставки и продажи товаров, применяются
совр. методы и средства управления (автоматизированные системы управления
и т. д.). В 1974 розничный товарооборот гос. и кооперативной торговли СССР
(включая обществ, питание) возрос более чем в 8 раз по сравнению с 1940
ц составил 195 млрд. руб.


Р. т. зарубежных социалистич. стран наряду
с общими принципами организации имеет свои особенности. В ГДР, ВНР, НРБ
и ряде др. стран получили развитие объединения государственных универмагов
и крупных предприятий кооперативной торговли.


В развитых капиталистич. странах Р. т.
производится крупными частными фирмами и средними и мелкими торговцами.
50-70-е гг. отмечены интенсивным процессом монополизации Р. т., концентрации
и централизации торг, капитала, тесно связанного с пром. и банковским капиталом.
Высокого уровня развития достигли цепные многофилиальные системы, супермаркеты,
гипермаркеты,
суперсторы, универсальные магазины, торг, центры, посылочная торговля,
а также продажа товаров в кредит и по каталогам.


Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской
торговли, 3 изд., М., 1971; США: сфера услуг в экономике, М., 1971; Основы
экономики торговли, М., 1973. См. также лит. при ст. Внутренняя торговля.

А. В. Орлов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я