РОДСТВО

РОДСТВО в праве, кровная связь между
людьми, с наличием к-рой закон связывает возникновение, изменение или прекращение
прав и обязанностей. В СССР правовое значение имеет как прямое Р. (напр.,
отец - сын, бабушка - внучка), так и боковое, когда родственные связи возникают
благодаря наличию общего предка (напр., брат - сестра, дядя - племянник).
Прямое Р. может быть восходящим (от потомков к предкам) и нисходящим (от
предков к потомкам). Братья и сестры могут быть полнородными, если они
имеют общих мать и отца, неполнородными, если они имеют общую мать (единоутробные)
или общего отца (единокровные). Это деление не влечёт к.-л. правовых различий
в отношениях братьев и сестёр (например, не подлежит регистрации брак между
братом и сестрой независимо от того, полнородные они или неполнородные).
Различают также степени Р., указывающие на близость кровных связей между
родственниками (родители и дети - родственники первой степени, братья и
сестры - родственники второй степени и т. д.). По правовому значению к
Р. приравниваются отношения между усыновителем и усыновлённым. Отношения
между супругами Р. не являются.


Законодательство в каждом конкретном случае
определяет круг лиц, Р. между к-рыми может иметь правовое значение. Наиболее
широко категория Р. используется в семейном праве. В гражданском
праве отношения Р. лежат в основе регулирования вопросов наследования.
В
трудовом праве от категории Р. зависит назначение пенсий по случаю
потери кормильца. Кроме того, закон запрещает совместную службу в одной
орг-ции лиц, состоящих в близком Р., если это связано с непосредств. подчиненностью
или под-контрольностью одного из них другому.


В бурж. законодательстве отношения Р. регулируются
в основном законодательством о наследовании.



РИДЧЕНКО Александр Михайлович [23.11(5.12).1891,
Петербург,- 3.12.1956, Москва], советский дизайнер, график, мастер фотоискусства,
художник театра и кино. Учился в Казанской художеств, школе (1910-14).
В кон. 10-х гг. выступил с абстрактными композициями; вскоре оставил живопись
вообще, став на позиции производственного искусства и явившись одним
из организаторов Инхука. В 1920-30 преподавал в моск. Вхутемасе
- Вхутеине
(проф. ф-та обработки дерева и металла), разрабатывал спец.
программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Р. разделял противоречивые
установки конструктивизма (в 1921 - среди его основателей), а затем
сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов "ЛЕФ", 1923-25, и
"Новый ЛЕФ", 1927-28) и объединения "Октябрь" (член в 1928- 1932);
гораздо более плодотворной и многогранной была его практич. деятельность.
В 20-е гг. Р.- автор мн. проектов оформления складывающегося сов. обществ,
быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так
и выразит, средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся
на Междунар. выставке декоративного иск-ва в Париже, 1925; илл. см. т.
13, табл. III, стр. 64-65). С 1923 много работал в области книжной и журнальной
графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы "Журналист", "СССР на стройке"
и др.). Одним из первых применил фотомонтаж ("Про это" В. В. Маяковского,
изд. в 1923). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Р. - среди
первых мастеров сов. рекламы. Отличительными особенностями графики Р. в
целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм
образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения
(рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам "Киноглаз"
Дзиги Вертова, 1924, "Броненосец „Потёмкин"" С.М.Эйзенштейна; илл. см.
т. 7, стр. 260 и т. 19, стр. 614). В 20-е гг. Р. также часто обращался
к театру и кино (напр., мебель и костюмы для спектакля "Клоп" по пьесе
Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е
гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисл.
фотоработы Р. сочетают строгую документальность, осязательную предметность
изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произв.
Р. выполнил совм. с женой - В. Ф. Степановой (1894 - 1958). В 40-50-е гг.
Р.- фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.


Лит.: Абрамова А., А. М. Родчен-ко,
"Искусство", 1966, N° 11; Волков-Л а н н и т Л., Александр Родченко рисует,
фотографирует, спорит, [М., 1968].

Р. О. Антонов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я