РОДЕН

РОДЕН (Rodin) Рене Франсуа
О г ю с т (12.11.1840, Париж,- 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский
скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики
(в 1854-57) и у А. Л. Бари в Музее естеств. истории (1864). В 1864-71 работал
в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной
пластики (в т. ч. для фарфора Севрской нац. мануфактуры). В 1871-77 оформил
монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил
Италию, где увлёкся иск-вом Микелан-джело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877
изучал памятники франц. готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние
работы Р. (напр., голова "Человека со сломанным носом", 1864). Статуе "Бронзовый
век" (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед
грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе "Проповедующий Иоанн-Креститель"
(1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных
и пластич. исканий, филос. глубина замысла, острая жизненность в передаче
сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884-88 Р. создал
для г. Кале группу "Граждане Кале" (бронза, установлена в 1895), изображающую
жителей Кале, к-рые жертвуют собой ради спасения родного города (во время
его осады англ, королём в сер. 14 в.). Драматич. звучание всей сцены в
целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости
героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них
рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам
статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости
масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Р. работал над большой
горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами антич. мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийо-на
и современной Р. поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.



О. Роден. Ж. Роденбах.


Отд. темы этой композиции
Р. разрабатывал в виде самостоят, произведений; таковы остро гротескная
фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная тонкой
поэзией группа "Поцелуй" (1886), исполненная внутр. мощи и духовного величия
статуя "Мыслитель" (1888). С сер. 1880-х гг. в творчестве Р. всё более
нарастает тяготение к усложнённым символич. образам, к выявлению полярных,
крайних человеческих эмоций - от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма
до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и
манера Р.: его произв. приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный
характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм,
иногда текучих,-подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников
им-


прессионизма в скульптуре,
передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной,
аморфной материи силой "духовного порыва". В отличие от импрессионистов-живописцев
Р. всегда склонялся к такому "метафизическому" пониманию художеств, творчества,
к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял
известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной
осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства
монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор,
1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97; установлен в 1939) в Париже,
проект "Башни труда" (гипсовая модель, 1899). В то же время Р. продолжал
создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи
характера человека, его внутр. мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора,
1897). Особую художеств. ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению
рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульпт. произв. Р. (в гипсе,
бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во мн. др. музеях
мира.


Творчество Р. составило эпоху
в истории скульптуры; сохраняя верность ро-мантич. традиции, безусловно
принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами),
соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим
исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников
Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.


Илл. см. на вклейке, табл.
VIII (стр. 112-113).


Лит.: Терновец Б.,
Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М.,
1960; Вейс Д., Опост Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1-2],
Р., [1964].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я