РИСУНОК

РИСУНОК какое-либо изображение,
выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха,
пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание
пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластич. моделировка, тональные
и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо
с более или менее органич. использованием разных цветов. Сфера применения
Р. чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды Р. научно-вспомогательного,
прикладного, технич. характера, так и художественный - одну из важнейших
и широко развитых областей изобразительного искусства. Р. лежит в основе
всех видов художеств, изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф).
Он составляет обычно начальную стадию выполнения произв. живописи и играет
важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения
их в пространстве. Поэтому термином "Р." обозначается вообще совокупность
линейно-пластич. элементов живописи, определяющая структуру и пространств,
соотношение форм. Р. как самостоят, область художеств, творчества является
осн. разделом графики. На основе иск-ва Р. развиваются и другие виды графики
- гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания
и изучения художником действительности, Р. (прежде всего рисование с натуры,
учебное рисование) составляет основу художественного образования.


Существуют многочисленные разновидности
Р., различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению,
по технике и характеру исполнения. Р. может выполняться как самостоят,
по значению (станковое) произв. графики или служить вспомогат. материалом
для создания живописных, гра-фич., реже скульпт. произведений. Подсобные
Р. (наброски, эскизы, этюды) часто имеют выдающуюся художеств. ценность.
Особое место занимают Р., фиксирующие архит. замысел.


В технологич. отношении различаются Р.
сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих
веществ относится уголь. Известные ещё со времён античности, в 12-16 вв.
получили широкое распространение ме-таллич. (свинцовые, серебряные) штифты.
В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, т. н. итальянский,
карандаш ("чёрный мел") и сангина ("красный мел"). С 16 в. применяется
графит, с кон. 18 в.- современного типа карандаши в деревянной оправе.
В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим,
метал-лич.) или кистью, употребляются гл. обр. тушь, бистр, сепия, чернила.
Основой, на к-рую наносится Р., служат самые разнообразные материалы. В
древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент, иногда
покрывавшийся спец. грунтом. С эпохи Возрождения осн. материалом для Р.
служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с 10-12 вв. Бумага
также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге
рисуют итал. карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами).
Разнообразие применяемых в Р. материалов и способов их использования, возможность
комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразит,
приёмов и художеств, разновидностей Р.- от беглых, быстро исполненных набросков
(т. н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких
линеарных Р. карандашом или пером (в к-рые элементы светотени и тона вводятся
штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых Р. кистью, приближающихся
по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р. и живопись, определяется
и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р. существуют многоцветные.
Акварель, гуашь, пастель, соус, тушь могут служить средством для создания
как Р., так и собственно живописных произведений.

Лян Кай (Китай). "Поэт Ли Бо". Тушь.
12 - нач. 13 вв. Национальный музей. Токио.



Р.- один из древнейших видов иск-ва. В
первобытном искусстве Р., неотделимый от наскальной и пещерной живописи,
от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине), является
вполне жизненным в эпоху палеолита (изображения животных и сцен охоты),
а затем схематизируется в эпоху неолита, часто переходя в орнамент. Синкретизм
первоначальных форм изобразит, и орнаментально-декоративного творчества
сохраняется в Р., входящем в иск-во ранних рабовладельческих культур. Вместе
с тем организующая роль Р. как основы изображения на плоскости яснее выступает
в настенных росписях и рельефах Др. Египта и др.-вост. цивилизаций; Р.
уже становится чистой графикой на др.-егип. папирусах периода Нового царства
(16-11 вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается Р. в др.-греч. вазописи
классического периода (например, Р. в росписи "белых" лекифов, 3-я четверть
5 в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща Р. тушью на
шёлке и бумаге, создававшимся с 4 в. до н.э. в Китае, а впоследствии также
в Японии и др. странах Д. Востока (пейзажи, изображения людей, животных,
цветов).


В эпоху средневековья линейный Р. развивается
как архитектурный чертёж и графический образец для создания деталей архитектурного
декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения
(наносимым к.-л. твёрдым инструментом или кистью на сырую штукатурку),
является"прорисью", подлинником лицевым (иконографическим образцом)
при выполнении сложных композиций (напр., в иконописи) и в целом носит
схематичный и орнамент, характер. Специфика Р. как вида графики полнее
определяется в оформлении ср.-век. манускриптов (см. Книга, Миниатюра).
В
эпоху Возрождения закладываются теоретич. и практич. основы всей
последующей творч. и учебной методики европ. Р. (изучение законов перспективы,
светотени, пластич. анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры.
Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомич. и естественно-науч. штудиями
возникает станковый Р. и намечаются его осн. жанры (ист. и жанровая композиция,
портрет, пейзаж). В Италии точность и пластич. ясность Р., характерная
вместе с нек-рой суховатостью и подробной детализацией для мастеров 15
в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую
насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения
(Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А. дель Сарто). В противоположность
строгой линейно-пластич. манере большинства итал. рисевальщиков римско-флорентинского
круга, венецианские художники 16 в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто)
создают свободный живописный, неск. эскизный стиль. В нем. Р. 16 в., на
фоне к-рого выделяются универсальная широта, линейно-штриховая чёткость
работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта (Грюневальда), в целом
преобладает линейное начало. Линия - лаконичная, иногда усиленная штриховкой,
нередко становится почти каллиграфической [В. Хубер, А. Альтдорфер, X.
Бальдунг(Грин), У. Граф]. Блестящее развитие в 15-16 вв. получает карандашный
портрет, тонко фиксирующий физио-номич. особенности модели (Я. ван Эйк
в Нидерландах, X. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции).
Обострённую выразительность, своеобразную хрупкость линии приобретает Р.
у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии
и др.). Именно с 16 в. начинается собирание Р. выдающихся мастеров - как
образцов для штудий молодых художников и как произв., имеющих самостоят,
эстетич. значение (одна из первых коллекций такого рода была создана историографом
и биографом итал. Возрождения Дж. Вазари). С конца 16 в. вырабатывается
(итальянцем Аннибале Кар-раччи и др.) "академический" рисоваль-но-учебный
процесс, продержавшийся в АХ многих стран вплоть до кон. 19 в.: на первом
этапе ученик копировал "оригиналы" - Р. признанных мастеров, затем учился
передавать объёмную форму, рисуя с гипсовых слепков античных статуй, и
лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод,
дававший твёрдые систематические навыки Р., уводил в то же время от живого,
непосредств. восприятия действительности. В противовес ясному, отчётливому,
но отвлечённому академич. Р. в 17 в. создаются необычайно глубокие по замыслу,
смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре Р. пейзажистов
Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха,
Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во
Фландрии, произв. крупнейших франц. рисовальщиков - острые, гротескные
наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутр. чувством, свободные и живописные
рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии 17 в. академия. Р. противостоят
беспокойные динамичные Р. мастеров барокко Л. Бернини и Гверчи-но. В 18
в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями
и живописными эффектами Р.- натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А.
Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, О. Фрагонар во Франции, Дж.
Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Англии). Выступая против
изысканности Р. рококо, представители классицизма 18 в. во Франции
во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль Р., чёткость
линий и отточенную пластичность моделировки. В 19 в. традиции классицистич.
Р. с его культом контурной линии развивает франц. рисовальщик Ж. О. Д.
Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный безжизненный
академизм. Изучение Р. старых мастеров зачастую уточняет их творч. манеру,
более известную по живописным произв., раскрывает оттенки предварит, замысла
того или иного художника, помогает проследить эволюцию художеств, принципов
определённых направлений, школ, стилей.

Таддео Гадди (Италия). "Введение Марии
во храм". Темпера, белила, кисть, 1330-е гг. Лувр. Париж.

Микеланджело (Италия). Этюды к фигуре
Ливийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане), Сангина. 1511.Метрополитен-музей.
Нью-Йорк.

А. Дюрер (Германия). "Смерть-всадник
(Помни обо мне)". Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.

Н. Пуссен (Франция). "Анжелика и Медор".
Бистр. Сер. 17 в. Лувр. Париж.



Начиная с 19 в. стилистика Р. у его ведущих
мастеров всё более непосредственно соотносится с общим развитием изобразит,
иск-ва, с распространением передовых художеств, идей. На рубеже 18 и 19
вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по
исполнению Р. нар. жизни и освободит, борьбе. Принципы свободного, проникнутого
дыханием жизни, выразительного Р. утверждают франц. романтики Т. Жерико
и Э. Делакруа и особенно крупнейший франц. рисовальщик 19 в. О. Домье,
в творчестве к-рого острогротескные Р., разоблачающие буржуазно-дворянскую
реакцию, сочетаются с мощными нар. образами (Домье-карикатуристу следуют
Поль Гаварни и ряд др. франц. мастеров Р.). Франц. Р. 19 в. представлен
также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской
школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщёнными набросками Ж.
Ф. Мил-ле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого
тела листами Э. Мане, импрессионистов Э. Дега, О. Ренуара и др. Среди крупных
европ. рисовальщиков 19 в. - К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в Германии,
У. Тёрнер, Э. Берн-Джонс, У. Моррис в Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б.
Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. Орловский, Я. Матейко,
А. Гротгер в Польше. В кон. 19 - нач. 20 вв. вырабатывается специфич. Р.,
отличающийся подчёркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение
в новой для той поры фотоме-ханич. технике на страницах книг, журналов,
газет. Мастерами такого Р., как правило, испытавшего влияние стиля "модерн",
явились
О. Диц, Т. Т. Хейне и др. в Германии, О. Бёрдсли и др. в Великобритании,
Ф. Ропс в Бельгии. Своеобразный вклад в Р. "модерна" вносят архитекторы,
обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый конструктивный
характер (П. Беренс в Германии, И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом
в искусстве постимпрессионизма развивается Р., графически адекватный содержанию
и манере живописи того или иного художника (во Франции - П. Сезанн, А.
де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог, в Норвегии - Э. Мунк). С кон. 19
- нач. 20 вв. получает распространение политич. Р., направленный против
социального угнетения и нередко проникнутый революц. пафосом (Т. Стейнлен
во Франции, Г. Цилле, X. Балушек, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в
Бельгии). С нач. 20 в. Р. развивается под отчётливым воздействием сменяющих
друг друга направлений. В Р. многих художников 20 в.- представителей авангардистских
направлений в искусстве (экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстрактного
искусства, сюрреализма
и др.) профессиональное мастерство рисовальщиков,
острая выразительность форм часто входят в противоречие с нарочитой деформацией
предметного мира, самодовлеющим экспериментом. Таковы рисунки Э. Л. Кирхнера,
Э. Нольде, Ж. Гроса и О. Дикса (Германия), А. Кубина и О. Кокошки (Австрия),
А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Брака, X. Гриса, Ф. Леже (Франция). В 20 в. традиции
реализма продолжаются в рисунках А. Фужерона, Б. Таслицкого во Франции,
П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, X. К. Ороско, Д. А. Сикейроса
в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р. Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе
в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского
в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирич. Р. являются
Р. Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Франции, X. Бидструп
в Дании. Особое место в истории Р. 20 в. принадлежит П. Пикассо во Франции,
создававшего свои Р. в широкой амплитуде манер (от тонко линеарной, антикизирующей
до обобщённо лапидарной). Острое чувство пластич. начала отличает Р. скульпторов
кон. 19-20 вв.- О. Родена, А. Майоля во Франции, Э. Барлаха, Г. Кольбе
в Германии, Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ,
Ф. Кремера в ГДР.

Ф. М. Матвеев. "Пейзаж с пиниями". Сепия,
тушь, итальянский карандаш. 1810-е гг. Третьяковская галерея. Москва.



В России натурный и композиц. Р. уже во
2-й пол. 18 - нач. 19 вв. благодаря усилиям рисовальщиков-педагогов петерб.
АХ - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, К. П. Брюллова занял
важное место в художеств, культуре. Классич. совершенство формы и жизненная
убедительность, глубокое изучение натуры присущи рисункам О. А. Кипренского,
М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, Брюллова.
Синтетизм, сочетание строгого академич. начала с трепетной жизненностью,
лаконич. линии с живописностью тона, характерен для рисунков А. А. Иванова.
Большое место в развитии иск-ва Р. в России занимают работы жанристов,
сатириков, иллюстраторов - в 18 в. И. А. Ерменёва, в 19 в. поляка А. О.
Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, украинца Т. Г. Шевченко,
А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъёму иск-ва Р. в 19 в.
во многом способствовала борьба за реалистическую методику его преподавания,
за приближение Р. к действительности, к-рую вели Венецианов, И. Н. Крамской
и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И.
Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д.
Н. Кардовский). Р. играет существенную роль в творчестве передвижников
(жанровые рисунки К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты
работы Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина,
Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются
рисунки Репина, лаконичные, виртуозные рисунки Серова, натурные штудии
и иллюстрации Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной "кубистич."
штриховой моделировкой. Изощрёнными рисовальщиками являются мастера "Мира
искусства", проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете,
пейзаже, ист. композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский,
Е. А. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А.
Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин).
История и жизнь народов СССР определили новое содержание сов. Р. Опираясь
на реалистич. традиции иск-ва, руководствуясь методом социалистич. реализма,
сов. художники развивают своеобразные виды станкового Р.- композиционный
Р. (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистич. строительства,
героич. истории сов. народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е.
А. Кибрик, В. А. Серов, Б. И. Пророков, К. И. Финогенов, А. М. Лаптев,
П. В. Мальков, Н. А. Пономарёв и др.), портретный Р. вождей и деятелей
СССР, рабочих, колхозников, интеллигенции, комсомольцев, воинов Сов. Армии
(Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов,
Д. Н. Кардовский, Е. А. Кацман, А. И. Лактионов, В. А. Фаворский и др.),
пейзаж (В. В. Мешков, А. А. Дейнека и др.), а также жанр художественно-документальной
зарисовки, иллюстрации произв. сов. и классич. литературы (Лансере, Кустодиев,
Кукрыниксы, Шмаринов, Б. А. Дехтерев, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д.
И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов,
С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский,
О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Великую Отечественную войну 1941-45 был
создан особый тип фронтового Р., глубоко патриотично запечатлевший подвиг
сов. людей и трагич. сцены пережитых ими бедствий. Широко распространён
жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной
жизни и быте сов. страны и народов зарубежных стран. Искусство Р. успешно
развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус на Украине,
С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в
Грузии, М. М. Абегян в Армении, А. Н. Волков в Узбекистане, Л. А. Ильина
в Казахстане и др.). Важное агитационно-политическое значение приобрели
с первых лет Великой Окт. социалистической революции плакат, карикатура,
газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М.
М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис
и др.).


Лит,: Сидоров А. А., Рисунок старых
русских мастеров, М.- Л., 1956; его ж е, Рисунок русских мастеров. (Вторая
половина XIX века), М., 1960; Соловьёв А. М., Смирнов Г. Б.,Алексеева Е.
С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Рисунок мастеров итальянского
Возрождения, [М., 1963]; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970];
Ф л е к е л ь М. И., Великие мастера рисунка, М., 1974; М е d е г J., Die
Handzeichnung. Ihre Technik und Entwicklung, 2 Aufl., W., 1923; G r a s
s i L., Storia del disegno, Roma, 1947; Boekhoff H.,Winzer F., Das grosse
Buch der Graphik, Braunschweig, 1968; К е n i n R., The art of drawing
from the dawn of history to the era of the impressionists, N. Y.-L., 1974.
См. также библиографию к ст. Графика. А. А. Сидоров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я